От боя к труду, от труда до атак...
рядах Красной Армии я буду таким же отличником в бою и буду биться с немецкими фашистами до последней капли крови за победу над врагом, за счастье и расцвет нашей прекрасной матери-Родины. Я прошу партийную организацию принять меня в ряды Коммунистической партии.
«Прошу райвоенкомат послать меня добровольцем в действующую армию. Стрелять умею метко. Ни один фашистский изверг не уйдет от моей пули. За Родину буду биться до последнего патрона, до последнего вздоха»,— так писал в своем заявлении восемнадцатилетний токарь завода имени Куйбышева, член Бузулукского горкома комсомола Анатолий Сорокин. Так писали в те дни тысячи бузулучан.
Секретарем городского комитета ВЛКСМ была тогда Г. А. Барсукова. Она вспоминает: «Горком комсомола превратился тогда в боевой штаб. Сотни ребят и девушек приходили сюда. И у всех одна просьба: «Отправьте добровольцами на фронт!» Сутками не уходили домой члены бюро. Молодежь горела желанием пойти в действующую армию добровольцами. При отправке на фронт бюро принимало юношей и девушек в комсомол. Им тут же вручались комсомольские билеты».
С 1941 по 1945 год из Бузулука ушло на фронт более пяти с половиной тысяч комсомольцев и комсомолок.
«Я никогда не пожалею, что пошла добровольцем. Я спокойно выдержу все и вернусь домой с победой .» — так писала на родину комсомолка Валя Соколова. После выпускного вечера ушла она на фронт. Валя погибла в 1944 году.
Те, кто оставался в тылу, работали за двоих, за троих, за тех, кто ушел защищать Родину. О примерах трудового героизма в каждом номере рассказывала газета «Под знаменем Ленина».
«Секретарь комитета комсомола завода имени Кирова тов. Жуликов проработал полторы смены, не выходя из цеха, и выработал почти четыре нормы. Примеру комсомольского руководителя следует вся заводская молодежь»,— сообщалось в одном из первых военных номеров.
На предприятия Бузулука на смену мужчинам, ушедшим на фронт, пришли сотни женщин и девушек. Многие из них в совершенстве освоили новые профессии, стали двухсотницами. Комсомолка Мария Михалько до 22 июня работала в конторе завода имени Кирова. С первого дня войны она перешла на производство, выполняла нормы на 250—260 процентов. Работница завода имени Куйбышева Клавдия Кожевникова освоила сугубо мужскую специальность газосварщика и работала за двоих. Ежедневно по полторы-две нормы выполняла на заводе имени Куйбышева, выпускавшем оборонную продукцию, комсомольско-молодежная бригада Любови Морозовой.
В депо Бузулук в первые дни войны создали первую на Оренбургской железной дороге женскую паровозную бригаду. Ее возглавила молодая железнодорожница —старший машинист Мария Жукова. Машинистом-напарником была Валентина Белинская, помощником машиниста — Мария Тимонина.
Бригада Марии Жуковой бесперебойно I водила поезда. Хорошее знание профиля пути давало возможность молодежному экипажу преодолевать подъемы без «толкача». Каждый месяц бригада проводила по своему участку 6—7 тяжеловесных составов для фронта. Одними из первых в депо Мария Жукова и ее подруги получали паспорт готовности паровоза к зиме. Только за 1943 год бригада Жуковой сэкономила более 40 тонн угля.
За трудовую доблесть в день 25-летия комсомола имя старшего машиниста Марии Жуковой было занесено в Книгу почета Бузулукского горкома ВЛКСМ.
«Мы, девушки колхоза имени Куйбышева,— писала в газету бригадир тракторной бригады Н. Колотонова,— заменили ушедших на фронт. Я стала руководить бригадой. Настя Труфанова, Настя Горбунова, Клавдия Пермякова сели за руль тракторов. Сейчас уверенно водят их и выполняют задания на 150 процентов».
На предприятиях города работало 250 молодежных фронтовых бригад. Чести называться так добивалась бригада, в которой все рабочие перекрывали задания.
Горком партии и горсовет перешли на круглосуточную работу. Война ставила каждодневно такое множество задач, что охватить их трудно было и за сутки.
За 1943 год заводы и фабрики Бузулука дали продукции сверх плана в особый фонд Главного командования Красной Армии более чем на 6 миллионов рублей. На тех же площадях, но с меньшим количеством рабочих и специалистов предприятия Бузулука увеличили выпуск продукции по сравнению с 1942 годом на 35—36 процентов.
Несколько миллионов рублей собрали бузулучане на строительство танковой колонны. А комсомольцы, молодежь вносили деньги на сооружение катеров для Балтийского флота. В апреле 1944 года Бузулук-ский горком ВЛКСМ направил телеграмму в Государственный комитет обороны, в которой сообщил, что молодые патриоты Бузулука сдали в Госбанк на строительство звена катеров «Морской охотник» 320 тысяч рублей. «Пусть грозные машины, построенные на наши средства, несут смерть немецким захватчикам»,— говорилось в телеграмме. Спустя несколько дней в горком комсомола Галине Барсуковой пришла ответная телеграмма от Верховного Главнокомандующего: «Передайте комсомольцам и молодежи города Бузулука, собравшим 320 тысяч рублей на строительство катеров «Морские охотники», мой горячий привет и благодарность Красной Армии».
Другие статьи
Топливно-энергетический комплекс России. Состав, значение в хозяйстве, проблемы развития, ТЭК
Развиваясь, человечество начинает
использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию,
солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные
источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики
сегодня играют топливные ре ...