От боя к труду, от труда до атак...
По соседству с заводом имени Куйбышева на той же Рабочей улице стоят корпуса завода имени Кирова. История его восходит к началу XX века. В 1901 году бузулукский предприниматель Никитин основал небольшой чугунолитейный завод, который выпускал сельскохозяйственный инвентарь.
В первые годы Советской власти он был преобразован в ремонтно-механический завод.
Почти четыре десятилетия проработал здесь слесарем Владимир Иванович Игнатьев.
— Пришел я на завод в 1923 году,— рассказывал Владимир Иванович.— Собственно говоря, название было громкое, а фактически одно небольшое здание. Внизу — почти в полуподвале — размещался столярный цех, а наверху — механический и чугунолитейный участок. Всего оборудования — несколько станков, а в основном все вручную .
Делали мы тогда кровати железные, потом стали выпускать веялки. Помню, сколько радости было у рабочих, когда сделали первую веялку «Пролетарка». Всем заводом провожали ее за ворота. Тогда первые колхозы в округе создавались. И мы старались каждую машину сделать для них, как говорится, без сучка и без задоринки. Потом делали хлопковые сеялки — в Среднюю Азию их отправляли. В ту пору для нас самое высокое звание было трудовое — «Ударник второй пятилетки». Заслужить его было непросто. Но когда мне такое звание присвоили — это для всей семьи радость была.
.7 декабря 1934 года была выделена из Средне-Волжского края и стала самостоятельной Оренбургская область. В ее состав вошел и город Бузулук с большим сельскохозяйственным районом, в котором были две машинно-тракторные станции, 52 колхоза и 3 совхоза.
Что представлял тогда собой Бузулук? В нем было 27 тысяч 700 жителей.
Более полувека назад, на 1 января 1935 года жилой фонд города составлял всего лишь около 172
тысяч квадратных метров. Протяженность улиц — 73 с половиной километра, в том числе мощеных только 6 километров. В городе была гостиница на 43 места и Дом колхозника на 112 мест с двором на 250 подвод. Зеленые насаждения занимали около 6 гектаров.
В Бузулуке имелось 10 школ: 5 начальных, 3 неполных средних и 2 средних. В них работали 95 учителей. Но уже тогда город славился своими средними специальными учебными заведениями. Действовали техникумы — педагогический, лесной, сельскохозяйственный, мелиоративный, механизации сельского хозяйства. Шла подготовка к открытию еще одного — библиотечного техникума (он принял первых учащихся в следующем 1936 году).
Здравоохранение было представлено двумя больницами — городской и железнодорожной, поликлиникой, амбулаторией, аптекой. В лечебных учреждениях работали 39 врачей и 86 человек среднего медицинского персонала. В четырех детских яслях было всего 115 мест.
Горожан обслуживали 10 государственных и 22 магазина райпотребсоюза.
В дни образования области по выпуску промышленной продукции Бузулук занимал второе (после Оренбурга) место в области, дальше шли Абдулино, Сорочинск, Орск.
В городе работала электростанция очень небольшой мощности—110 киловатт. Наиболее крупным трудовым коллективом были железнодорожники, работавшие в паровозном и вагонном депо, на станции Бузулук— около трех тысяч человек. Самым большим промышленным предприятием (408 рабочих) был станкозавод № 24 трактороремонтного треста Наркомата земледелия — так мудрено назывался тогда нынешний завод имени Куйбышева. Вторым по величине считался механический завод облместпрома, выпускавший весы, ребристые трубы, ремонтировавший тракторы и сельскохозяйственные орудия (это предшественник завода имени Кирова). Были еще кирпичный и спиртоводочный заводы, несколько артелей, изготавливавших корзины, веревки, бочки и кадки, мебель, швейное и сапожное производства.
В середине тридцатых годов в Бузулукском районе развернулось большое ирригационное строительство. «Бузулукстрой» — гордость области»,— так писала областная газета «Оренбургская коммуна» 30 сентября 1935 года. Недалеко от Бузулука одновременно начались работы по сооружению плотин на реках Елшанка и Домашка. Новые водохранилища должны были обеспечить орошение пяти тысяч гектаров земли.
Только на строительстве Елшанской плотины было сосредоточено 9 экскаваторов, 34 скрепера, 53 трактора, 74 автомобиля, 11 лопат Беккера, бетономешалки, бремсберги — огромная по тем временам техника.
В дни апрельского паводка лед обрушил удары на еще не законченную строительством плотину. Сотни людей целые сутки боролись против натиска стихии. Плотники из артели Калистратова тесали тяжелые шпунтины, а землекопы бригады Коромыслова по пояс в ледяной воде забивали их в местах размыва. Парторг стройки Матвеев, инженеры Хлебодаров, Корчагин, Минин, Гущин вели на штурм аварийные бригады. Комсомольцы Теменьков, Костенко, Акимов и другие работали на самых опасных местах. Люди победили. Ценой огромных усилий удалось завалить землей прорыв на перемычке. Плотина была спасена.
Другие статьи
Стратегия экономического развития регионов РФ
Следует начать с констатации того, что федеральная
политика в отношении регионов строилась предыдущие годы на платформе
выравнивания социально-экономического развития регионов. Политика выравнивания
была обусловлена рядом обстоятельств.
Тема важности и способов разработки региональной
...