Рекомендации по совершенствованию миграционной политики для социально-экономического развития.
Человеческая мобильность стала неотъемлемой частью мировой экономики, и многие страны и компании уходят все дальше в поисках персонала, который им необходим для повышения конкурентоспособности. Не случайно некоторые из крупнейших скоплений мигрантов можно встретить в «мировых городах» – динамичных, новаторских и космополитичных крупнейших городах, которые способствуют укреплению связей между людьми, местами и культурами различных регионов мира. Одним из таких городов является Москва, впечатляющая модернизация которой состоялась благодаря вкладу мигрантов. Другие крупные и малые города России, от Санкт-Петербурга до Анадыря, интенсивно и к огромной пользе используют постоянную и временную миграцию. В последние годы наблюдается и будет усиливаться конкуренция государств за человеческие ресурсы, в том числе и среди стран бывшего СССР. Это уже проявилось в миграционном поведении населения и правительств таких в прошлом крупнейших для России стран-доноров, как Казахстан и Украина.
Хотя многие промышленно развитые государства не особенно стремятся это признавать, но их дальнейшее процветание будет сильно зависеть от международной миграции. Так, несмотря на проблемы адаптации и социально-политические риски, а также на Шенгенские ограничения, 25 стран Евросоюза продолжают на 90% обеспечивать рост своего населения за счет мигрантов и их потомков. Во многих странах мира, где существует общество изобилия, наблюдается низкая и продолжающая снижаться рождаемость, в результате чего происходит все большее сокращение и старение их населения. В результате для них может оказаться затруднительным поддерживать экономическую производительность на нынешнем уровне, содержать свои системы пенсионного и социального обеспечения и находить попечителей для удовлетворения потребностей стареющего населения. В России, в частности, без мигрантов-рабочих невозможно будет решить даже такую приоритетную задачу, как повышение рождаемости среди основного населения, ибо кому-то нужно строить новые детские сады и будет необходимо использовать домашнюю помощь мигрантов, чтобы сохранять женскую занятость и обеспечивать воспитывать детей.
В социально-экономическом развитии Российской Федерации в условиях демографического кризиса важное место принадлежит миграционной политике, которая может определяться и осуществляться только на основе экспертной проработки и общественного диалога о роли миграции в жизни общества, статусе и правах мигрантов. Важным направлением миграционной политики остается привлечение трудовых мигрантов из стран СНГ и других стран.
Миграция в Российскую Федерацию за последние 15 лет внесла большой позитивный вклад в развитие экономики и социальной сферы жизни, в пополнение населения страны. Несмотря на бюрократические препоны, ограничение миграции со стороны государства и негативное отношение со стороны части населения миллионы мигрантов переселились и находятся в России на постоянной и временной основе, принося пользу стране пребывания и странам выезда. Миграционные процессы связывают Россию со странами СНГ интенсивными трудовыми и гуманитарными контактами. Россия остается страной, принимающей мигрантов, и это один из факторов ее ведущей роли в регионе бывшего СССР. В то же самое время порождаемая неэффективной государственной политикой неконтролируемая миграция в Россию сопровождалась определенными рисками для национальной безопасности. Попытки противодействовать этим рискам запретительными мерами и антимиграционной пропагандой привели к массовым нарушениям прав мигрантов, к насилию и, в конечном итоге, к сокращению миграции в Россию. Российский бизнес предпочитает использовать труд мигрантов нелегальным и дискриминационным образом и отстранился от эффективной организации миграции. Действующие законодательство и система государственной миграционной службы, а также принятая программа мер по добровольному переселению соотечественников не смогут решить проблему эффективной миграционной политики. В этой связи проблемы управления миграционными процессами и в целом отношение российского общества к миграции требуют серьезного изменения. Решить эти проблемы возможно только общими усилиями государства, экспертного сообщества и общественных организаций, включая организации самих мигрантов и национально-культурные автономии, поэтому рекомендациями отдельно к области проблему не решить, а нужно составить рекомендации к миграционной политике страны в целом .
Другие статьи
Природно-ресурсный потенциал Восточносибирского экономического района
На всех этапах развития общества производство
материальных благ является процессом взаимодействия людей и природы. В условиях
научно-технического прогресса очевидным является усиление взаимодействия и
взаимозависимости материального производства и природы. Использование природных
богатст ...