Роль государства в развитии автомобильной промышленности России
Основная проблема, без решения которой не может быть ни стабилизации экономики, ни всего остального, это увеличение производства нужных обществу товаров. С ней в автомобильной промышленности сейчас переплелась и другая: сохранить (точнее, спасти от разрушения) производство как самой отрасли, так и имеющееся у поставщиков комплектующих и материалов, в том числе подшипников. Другими словами, проблема сохранения пока еще не распавшихся, но уже ослабленных коллективов, научной и инженерной инфраструктуры, без которых восстановление (а в последующем - и развитие) отрасли растянется на многие годы.
К сожалению, в ближайшие годы восстановление, а затем и рост объемов производства будут идти не за счет инновационных усилий и других радикальных капиталоемких мер, необходимость которых бесспорна, а главным образом за счет возможностей самой отрасли. Появляются и надежды на то, что правительство все-таки сделает шаги, направленные не на окончательное удушение, а на возрождение и развитие промышленности, прежде всего ее основы - машиностроения. В пользу этого говорит многое: и общественный настрой, и отрезвление ведущих экономистов, постепенно становящихся на позиции здравомыслия, да и хотя бы то, что "дальше ехать некуда". Если же этого не будет, машиностроение, в том числе такая его высокотехничная отрасль, как автомобильная, обладающая, несмотря ни на что, все еще достаточно мощным потенциалом, зачахнет вместе со всеми своими многоотраслевыми кооперантами.
Основная проблема российской автомобильной промышленности - низкая конкурентоспособность продукции. Признаками этого являются: устаревший модельный ряд многих производителей, невыгодное соотношение цена/качество, меньшая прибыльность производства по сравнению с зарубежными конкурентами и значительная доля импортной продукции на российском авторынке. Для повышения конкурентоспособности российского автопрома необхо-
дима его модернизация. Вследствие значительного увеличения доли импортной автомобильной продукции, радикальная модернизация отрасли силами самих российских производителей невозможна. Необходимо государственное участие в этом процессе. Возможны следующие направления деятельности государства:8
-Ускоренная либерализация автомобильного рынка, направленная на ужесточение конкуренции с зарубежными производителями, в ходе которой на рынке останутся только конкурентоспособные производства. Действия государства: упрощение условий доступа иностранных производителей на российский рынок, отказ государства от протекционистской экономической политики. Основные риски: сокращение производства в автомобильной отрасли и смежных отраслях, потеря рабочих мест на российских предприятиях;
-Активное государственное регулирование автомобильной промышленности, направленное на ее модернизацию. Действия государства: стимулирование инноваций в автопроме, развитие производства и поддержка сбыта продукции в стране и за рубежом. Основные риски: возникновение дополнительных расходов бюджета, эффективность которых не известна заранее. С точки зрения развития российской экономики более выигрышной представляется стратегия модернизации автопрома через активное государственное регулирование. Для преодоления рисков, связанных с этой стратегией, необходима тщательная проработка совокупности мероприятий, направленных на модернизацию автомобильной промышленности.
Мировой опыт государственного участия, направленного на развитие автомобильного производства внутри страны, заключается в поддержке иннова-ционности автомобильной промышленности (стимулирование разработок новой продукции и применения новых технологий производства). Кроме этого, государство принимает активное участие в создании основных фондов автомобильного производства, таких как подготовка квалифицированных кадров,
8 Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. // Российская газета - Экономика Северо-Запада №5179 от 12 мая 2010 г.
Другие статьи
Терминология и оценка оправдываемости долгосрочных прогнозов погоды
Каждый день миллионы людей в мире смотрят телевизор, слушают радио,
читают газеты, чтобы узнать о погоде. Зависимость человека от погоды отражена в
древних легендах, сказках, летописях. Первый научный трактат написан
Аристотелем в 4 веке до нашей эры. Парадоксально, но зависимость людей ...