Хозяйственное освоение Башкортостана в XIV-XIX веках
Знание особенностей экономического, социального и культурного развития любого народа имеет фундаментальное значение не только для прояснения всех сторон его истории, языка, культуры, но и для лучшего понимания процессов, происходящих в современном обществе.
Исследование социально-экономического и культурного развития нерусских народов Урала, Поволжья, Сибири и других регионов является важной задачей отечественной исторической науки. Оно обогащает наши представления о жизни многонационального населения дореволюционной России новыми знаниями и фактами. Благодаря успехам, достигнутым за предыдущий период советской историографией, изучение судеб нерусских народов продвинулось далеко вперед. Тем не менее, народы, проживающие в Башкортостане в известном территориально-административном и хозяйственно-культурном отрыве от своей прежней родины, в историческом плане еще недостаточно изучены. Не составляют исключения и чуваши. Многие вопросы, связанные с ними, пока еще не стали предметом детального научного изучения. К примеру, такие вопросы, как особенности хозяйственно-культурного взаимодействия чувашей и других народов в ходе заселения и хозяйственного освоения Башкортостана, вопросы социально-экономического развития. Эти и многие другие вопросы относятся к числу тех, которые требуют обстоятельного изучения.
Изучение истории и культуры любого народа невозможно без поиска корней, истоков ее формирования, что, в свою очередь, требует обращения к исследованию миграционных процессов, в которых чуваши участвовали на протяжении всего времени. XVII-XIX вв. явились одним из показательных этапов в данном процессе, так как в результате миграций сложилась современная картина расселения чувашей в пределах Волго-Уральской историко-этнографической области (ИЭО). В указанный период происходило заселение чувашами и территории Башкортостана
Колонизационно-миграционные процессы, в конечном счете, приводили к созданию новых хозяйственных и культурных форм и образованию новой этно- территориальной группы, обладающей социально-бытовыми, культурно-языковыми особенностями. В XVQ-XIX вв. в результате расселения чувашей в Закамье, Приуралье сложились предпосылки для формирования таких групп. В досоветский период диаспорные группы чувашей обозначались, как правило, по названиям соответствующих губерний, например, «казанские» или «закамские», «уфимские», «оренбургские», «самарские» и т.п. В историко-этнофафической литературе последних лет встречается термин «приуральские чуваши». Говоря о чувашах, живущих в Башкортостане, уместно было бы выделить еще одно понятие, как: «чуваши Башкортостана».
История чувашей в Башкортостане - проблема сложная и многоплановая. В одной работе невозможно полностью осветить все вопросы. Поэтому в данном исследовании, в первую очередь, обращалось внимание на процесс расселения чувашей на территории Башкирии, который рассматривается в ходе описания по этапам, и на их социально-экономическое развитие в рассматриваемый период.
Историография проблемы. Данная тема не была еще предметом самостоятельного научного исследования, хотя в литературе имеется немало различных сведений, касающихся истории чувашей Башкортостана.
В работах дореволюционных авторов, прежде всего, обращалось внимание на проблемы социально-экономического развития края, вопросы формирования небашкирского населения Башкирии. Самые ранние упоминания о чувашах встречаются в трудах П.И.Рычкова, в которых автор обстоятельно осветил ход правительственного заселения Башкирии в течение 30-40 гг. ХУШ в., в том числе строительство крепостей и форпостов, формирование небашкирского населения, кратко описав чувашей, наряду с другими народами. В них имеются краткие сведения о численности, районах выхода, хозяйственных занятиях чувашского населения края. П.И.Рычков, в частности, писал о том, что чувашей в Оренбургской губернии, а именно: «в Башкирии, Уфимской провинции, находится до 500 дворов, куда они как по делам ведомо, пришли большею частью из Казанского, Курмышского и Чебоксарского уездов и называются от Уфимцев горными татарами; но язык их не только от татарского, но и от прочих народов разнствует. Закона никакого они не имеют: однако Бога исповедуют и называют его торе, и в жертву приносят ему лошадей, коров, овец, которых режут и варят мясо едят с призванием его в помощь . Впрочем, все оные, в Уфимской провинции находящиеся чуваши состоят в числе тептярей и бобылей и платят ясак с каждой души по 80 копеек, да сверх того повсегодно наряжается из них с шести, а иногда и с пяти, дворов в Оренбург для казенных работ по человеку. До положения же их в оный восьмигривенный ясак, жили они в Башкирии все на таком же основании», как и вотяки, черемисы.
Другие статьи
Характеристика первобытной культуры
Отношение
к первобытной культуре может быть различным. Еще в древности родилась традиция
отождествлять первобытность с некультурностью. Афинский оратор и философ Сократ,
живший в V-VI вв. до н.э., полагал, что само слово "эллин" является
обозначением культуры, а не происхождени ...