Военно-экономические отношения СНГ с другими странами.
Весьма показательна в этом смысле договоренность между Москвой и Бишкеком, состоявшаяся весной 2006 г., о расширении в полтора раза базы российских ВВС в Канте, которая имеет статус мобильной оперативной компоненты КСБР ОДКБ. Одновременно киргизское руководство выдвигает перед США жесткие требования по изменению условий аренды авиабазы в Манасе. Прежде всего это запрет на ее использование в качестве плацдарма для проведения военных операций в регионе (подразумеваются возможные силовые акции против Ирана). Что же касается попыток Вашингтона возобновить переговоры об открытии американской базы в Оше, начавшиеся еще при А. Акаеве, то они были пресечены новым президентом К.Бакиевым самым решительным образом.
Ориентируясь на Россию в военно-политических вопросах, Бишкек рассчитывает на ее помощь в экономическом развитии страны. Ставка делается на активное привлечение российского бизнеса к участию в дорогостоящих проектах, реализация которых собственными силами просто невозможна. Речь, в частности, идет о создании «Газпромом» и киргизскими партнерами нефтегазового СП, о совместном с РАО «ЕЭС России» строительстве ГЭС на р. Нарын, которое началось еще в советское время, а затем было заморожено на долгие годы.
Определились и политические позиции Таджикистана. Это позволило Москве добиться того, чтобы расквартированная в Таджикистане 201-ая мотострелковая дивизия РФ получила статус военной базы. Соответствующее соглашение было подписано в октябре 2004 г. Причем данная проблема решалась в увязке с рядом других. В собственность России перешел оптико-электронный узел «Окно», расположенный в Нуреке и действующий в интересах российских Космических войск. Одновременно Москва обязалась инвестировать около 2 млрд. долл. в строительство ГЭС и алюминиевых предприятий в республике.
Стабильно тесными остаются отношения между Россией и Казахстаном. Астана неизменно выступает за развитие объединительных процессов, способствуя укреплению таких структур, как ОДКБ и ЕврАзЭС. В начале 2006 г. по инициативе Н.Назарбаева был создан Евразийский банк развития для кредитования совместных проектов в рамках СНГ. Соучредителями банка являются Россия и Казахстан, его уставной капитал составляет 1.5 млрд. долл.
Казахстанское руководство принимает активное участие в формировании единого экономического пространства (ЕЭП), включающего наиболее развитые в экономическом отношении страны Содружества - Россию, Белоруссию и Казахстан. Что касается Украины, то с приходом к власти президента В.Ющенко Киев, ориентируясь на вступление в Евросоюз, потерял интерес к этому проекту.
В целом нынешнее состояние СНГ (если говорить о большинстве участников) следует оценивать как период действия мощных центростремительных тенденций, какого еще не было в истории этой организации. Причем цементирующим началом выступают главным образом соображения внутренней и внешней безопасности.
Характерно, что даже ЕврАзЭС, которое по своим функциям и заявленным целям - сугубо экономическое объединение, имеет для его участников прежде всего политическое значение. Неэффективность ЕврАзЭС никого не смущает. Членство в нем играет роль своего рода опознавательного знака, сигнализирующего о намерении держаться вместе и опираться на Россию, которая вернула себе роль центра притяжения для большинства бывших союзных республик. Ведь в последние годы РФ добилась немалых успехов в экономике, оздоровлении финансовой системы, в государственном строительстве, значительно повысила свою обороноспособность и набрала солидный вес в качестве одной из влиятельных мировых держав.
Естественно, что совместное с Россией участие в такой международной структуре, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) высоко ценится государствами Центральной Азии. Это дает им возможность вписаться в более широкую международную систему в качестве равноправных участников. Преследуя именно такую политическую цель, выражает желание присоединиться к ШОС и Белоруссия.
В то же время качественные сдвиги в экономическом сотрудничестве едва просматриваются. Определенные перспективы открываются, например, в связи с начавшимся движением российского капитала в некоторые страны СНГ. Что же касается коллективных форм взаимодействия, то большие надежды возлагаются здесь на создание единого экономического пространства. Однако ЕЭП охватывает всего три страны. Кроме того, реализация этого проекта, как видно уже сейчас, займет немало времени, и успех здесь отнюдь не гарантирован. Вот почему говорить об интеграции, если понимать ее как взаимопроникновение экономик, а не просто сотрудничество, пока не приходится. Однако само по себе движение к той цели может принести немало пользы, тем более что складывающаяся в настоящее время политическая конъюнктура чрезвычайно благоприятна для упрочения экономических связей.
Заключение.
По многим показателям экономического развития страны Содружества утратили лидирующие позиции в мире и в своих регионах. В СНГ пока еще не сложились объективные условия для реальной экономической интеграции на рыночной основе. Государства находятся в системном социально-экономическом кризисе, в процессе реформирования экономических и общественных отношений.
Другие статьи
Развитие и размешение нефтяной промышленности России
Нефтяная
отрасль играет ключевую роль в российской экономике. Из нефти вырабатывают
нефтепродукты такие как мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные
масла, которые непосредственно используются потребителями.
За
последнее десятилетие объемы производства в нефтяной отрасли Р ...