Военно-экономические отношения СНГ с другими странами.
Вторжение США и их союзников в Ирак и так называемые цветные революции в Грузии и на Украине, происходившие при явном или завуалированном участии Вашингтона, имели решающее значение для закрепления и развития центростремительных тенденций среди большой группы стран Содружества.
Война в Ираке показала, что принцип невмешательства во внутренние дела суверенных государств без санкций СБ ООН, хотя нарушался и прежде, теперь не действует вообще. У Вашингтона появляется искус повсеместного насаждения демократии силовыми методами. А тот факт, что партнеры России по ОДКБ не соответствуют американским стандартам демократических обществ, в особом подтверждении не нуждается. В нынешних условиях опора на Москву для них более надежна. По словам генерального секретаря Совета коллективной безопасности ОДКБ Н.Бордюжи, «иракские события волей-неволей заставили многих политических лидеров задуматься над безопасностью своих государств».
Думается, что именно в этом международном контексте следует рассматривать нынешнюю политику США в отношении стран СНГ. Если до недавнего времени она была направлена на то, чтобы, устанавливая партнерские отношения с новыми независимыми государствами, ограничить в них влияние России и не допустить реинтеграции постсоветского пространства, то теперь, похоже, цель становится более амбициозной. Вашингтон, видимо, намерен добиваться насаждения в странах СНГ прямо зависящих от его поддержки проамериканских режимов. Возможный сценарий борьбы за политический контроль в зоне СНГ был апробирован в Грузии (ноябрь 2003 г.), а затем реализован на Украине в ходе так называемой оранжевой революции (декабрь 2004 г. - январь 2005 г.). Одновременно на Западе разворачивалась весьма активная кампания подискредитации ряда президентов новых независимых государств. Их обвиняли не только в недееспособности, но в ряде случаев в коррупции и личных финансовых махинациях. Причем под огонь критики попадали именно лидеры стран, стремившихся к тесному сотрудничеству с Россией.
В сложившихся условиях американское присутствие в Узбекистане стало не на шутку пугать И.Каримова. Тем более становилось ясно, что расчеты на поддержку США в борьбе с террористической опасностью внутри страны оказались иллюзорным.
Узбекское руководство было вынуждено вновь обратиться к Москве и за политико-дипломатической и за военно-технической помощью. В течение 2004-2005 гг. И.Каримов не раз заявлял о стабилизирующей роли России в Центрально-азиатском регионе и о заинтересованности в расширении с ней всестороннего сотрудничества. Установление дружественных отношений между двумя государствами стало особенно актуальным для Ташкента в связи с вооруженным мятежом в Андижане (13-14 мая 2005 г.), который представлял уже не гипотетическую, а чрезвычайно серьезную угрозу правящему режиму. При этом оценка западными странами андижанских событий была не в пользу официального Ташкента.
В мае 2005 г. Узбекистан подал заявление о выходе из группировки ГУУАМ, опекаемой Вашингтоном. А несколько месяцев спустя обратился к США с требованием закрыть американскую базу «Ханабад», которая была ликвидирована 21 ноября 2005 г.
Логическим продолжением процесса сближения Ташкента с Москвой стало подписание Договора о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном (25 ноября 2005 г.), который вступил в силу 12 мая 2006 г. Причем по его условиям стороны берут на себя более широкие обязательства, чем это предусмотрено ОДКБ. Если применительно к членам ОДКБ речь идет о военной помощи друг другу в случае нападения извне, то российско-узбекский договор предусматривает еще и помощь при возникновении угрозы конституционному строю в одном из государств.
Ташкент сейчас нуждается и в поставках российского оружия, и в политической поддержке Москвы на международной арене, прежде всего в СБ ООН, поскольку не только США, но и Евросоюз пытаются поставить Узбекистан в положе
ние страны-изгоя. В обмен на гарантии безопасности со стороны России И. Каримов готов открыть двери российскому бизнесу. Речь идет о допуске наших компаний к разработке крупнейших газовых месторождений, а также урановых и золотоносных рудников.
Одновременно узбекское руководство, стремясь теснее связать свою страну с СНГ в целом, изъявило желание вступить в Евразийское экономическое сообщество, которое было создано на базе Таможенного союза. Просьба Узбекистана была удовлетворена, и с 25 января 2006 г. он стал полноправным участником этой организации.
Несколько слов следует сказать о Киргизии, которая пережила потрясение в связи с неконституционной сменой власти (март 2005 г.), в результате чего А.Акаев вынужден был сложить с себя президентские полномочия. В отличие от «революций» в Тбилиси и в Киеве события в Киргизии развивались без непосредственного вмешательства внешних сил и не имели антироссийского подтекста. Новые власти страны во главе с президентом К.Бакиевым демонстрируют лояльность России и готовность укреплять союзнические с ней отношения по всем направлениям.
Другие статьи
Бердск
Бердск —
город в Новосибирской области России, входит в Новосибирскую агломерацию[2]. Расположен к югу от
Новосибирска на берегу Новосибирского водохранилища, второй по численности
населения город Новосибирской области (96 790 жителей на 1 января 2010).
Основан в 1716
году на реке Бер ...