Волжская Болгария
В жилом строительстве использовался сырцовый кирпич. Дома снабжались системой отопления — канами-дымоходами под лежанками, расположенными вдоль стен комнат. Жилые дома дополнялись постройками для слуг, хозяйственными помещениями и представляли собой дворцовые комплексы. Фасады каменных построек украшались резьбой. Среди зданий, исследованных в Болгаре, интерес представляют общественные бани, сделанные по восточным образцам, снабженные подачей горячей и холодной воды, канализацией и подогревом помещений.
Основная масса горожан, как и в домонгольский период, селилась в бревенчатых двухкамерных домах с обязательными печами. Рабы, составлявшие заметную часть населения болгарских городов золотоордынского периода, ютились в полуземлянках и землянках с открытыми очагами.
В XIV-XV вв. в Волжской Болгарии начался новый процесс этнической консолидации. Монгольское нашествие, охватившее громадные территории, подняло массу разноэтничного и разноязычного населения Средней Азии, Ирана, Кавказа, Руси, степей Дешти-Кыпчак. Часть их вольно, а в большей массе подневольно оседала на территории Среднего Поволжья и Прикамья. Впрочем, антропологический тип населения бывшей Волжской Болгарии практически не изменился. Основную часть монгольского войска составляли представители покоренных ими племен и народов, получившие общее имя — татары. Монголы достаточно быстро денационализировались и растворились в преобладающей массе аборигенного населения. Произошла языковая смена: болгарский язык был вытеснен кыпчакским — межнациональным языком Улуса Джучи.
Этнические процессы на территории Среднего Поволжья активизировались во второй половине — конце XIV в., когда Золотая Орда начинает распадаться. С XV в. название болгары постепенно исчезает, и ему на смену приходит новое именование населения — казанцы, казанские татары, татары.
Другие статьи
Народные промыслы Центрального района России
Человек
издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходится сталкиваться
в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее
практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его
творчестве всегда были не отделимы. Из самых простых ...