Контрольный текст
С особой изысканностью отделан интерьер мечети. Широкие ниши, перекрытые стрельчатыми арками, декорированы ганчевыми сталактитами. Ниже сталактитов – геометрический орнамент (гирих), плетение которого образует шестиконечные звезды. Панель мечети выложена синими и темно-зелеными майоликовыми плитками(Рисунок4).
Рисунок4- Малая мечеть
Михраб (ниша мечети, обращенная на Мекку) представляет собой углубленную нишу, обрамленную прямоугольной рамкой. На плоскости рамки изречения из корана на фоне растительного орнамента, выполненного в технике резной наборной мозаики с преобладанием сине-фиолетового цвета.
В отделке тимпана михраба применена позолота. Орнаментальное богатство этой части памятника дает представление о характере декора в величественной архитектуре эпохи Тимура. Вход в мечеть – из коридора, идущего вдоль северной стороны казандыка. Доступ в это помещение также был ограничен[6].
Аксараи, большой и малый, представляют собой двусветные залы. В XVI-XVIII веках, когда в городе Туркестане находилась резиденция казахских ханов Старшего и Среднего жузов, они использовались как дворцовые помещения.
Малый Аксарай – помещение, где на протяжении шестисот лет хоронили самых уважаемых людей. Всего здесь 43 надгробных камня. Самое старое захоронение 1431 года, самое последнее – 1917 года.
Большой Аксарай - это уникальное дворцовое помещение первоначально предназначалось для сбора дервишей, собраний религиозных общин. В зале проводились дипломатические приёмы, военные переговоры, собрания феодальной знати. Здесь находятся ханское кресло и скипетр.
На входе в помещение Большого Аксарая можно увидеть надгробный камень великого правителя Аблай Хана, умершего в 1781 году.
Библиотека примыкает к казандыку с запада, как бы уравновешивая в плане примыкающий с востока малый аксарай. В этом зале размещалась библиотека древних рукописных книг, печатных изданий. Также здесь переписывались книги и велось делопроизводство. Документы и деловые бумаги, сохранившиеся до наших дней, отражают историю Туркестана XIV – XV вв. Среди книг, дошедших до нас, особый интерес представляет собой два Корана, относящихся к XII веку, с золотым тиснением и орнаментированные росписями. Здесь же хранились уникальные издания произведений восточных авторов, в том числе самого Ахмеда Яссави, которые в наше время переданы в редкие фонды Академии наук РК и Национальной библиотеки Казахстана[5].
Колодезная и кухня расположены в портальной части памятника.
Название зала – «асхана» связано с приготовлением особого ритуального кушанья для паломников. Еда готовилась в течение суток, готовили еду из пшеницы и баранины. Тут сохранились старинные печи, котёл, деревянная посуда.
Это помещение получило своё название от колодца (кудук)- «кудукхана», который здесь находится. Предполагают, что колодец вырыт во время строительства комплекса, чтобы обеспечить строителей водой; но есть и другие версии: колодец вырыт во время сопротивления городского населения джунгарам, вторгшимся в пределы Казахстана в XVIII в. Поднятую из этого колодца воду считали священной, ею наполняли Тай-казан и раздавали паломникам в дни мусульманских праздников.
Другие статьи
Народные промыслы Центрального района России
Человек
издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходится сталкиваться
в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее
практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его
творчестве всегда были не отделимы. Из самых простых ...