Контрольный текст
В XIX веке в оборонительных целях, по указанию Кокандского хана, в то время владевшего Туркестаном, были сделаны грубые крепостные зубцы на минаретах н на портале, весь мавзолей с прилегающими участками был обнесен крепостной стеной из сырцового кирпича и превращен в крепость.
Здание сложено из квадратного обожженного кирпича размерами 25х25х5 см и 26х26х6 см. В качестве вяжущего материала использован алебастровый (ганчевый) раствор.
Точный выбор конструктивной схемы, высокое качество материала и строительных работ обеспечили зданию прочность и устойчивость на века.
Величественна портальная часть памятника с глубокой и широкой арочной нишей и фланкирующими ее пилонами и минаретами. Благодаря значительной высоте (39 м) и большому пролету арки (18 м) она доминирует над основным объемом здания и подчеркивает монументальность его архитектурного облика.
Характерный для эпохи Тимура декоративизм в решении парадных частей проявился в оформлении фасадов, которые насыщены геометрической и растительной орнаментацией с широким применением эпиграфики.
Особым совершенством пропорций и богатством декора выделяется северный фасад. Трехчетвертные колонны на углах его сравнительно небольшого портала увенчаны лирообразными капителями, облицованными бирюзовой майоликой с растительным орнаментом. Стволы колонн отделаны шестигранными майоликовыми плитами. Их узор, сливаясь, образует непрерывающийся рисунок. Над порталом на высоком барабане возвышается купол кабырханы – усыпальницы Ахмета Яссауи.
Плоскости этого и боковых (западного и восточного) фасадов облицованы глазурованными кирпичами, поставленными на ребро. Геометрический орнамент (гири) выложен синими плитками и четко выделяется. Световые проемы, обрамленные тонкими прямоугольными рамками, органично вписываются в композицию фасадов.
Верхнюю часть стен всех фасадов, кроме главного южного, на высоте 13 метров венчает эпиграфический фриз шириной 2,5 метра. На фризе выдержки из шестой суры корана.
Цокольная часть здания облицована каменными пятигранными плитками, между которыми вставлены цветные майоликовые плитки, образующие звездчатый узор.
Творческий принцип зодчих, создавших этот памятник, основывался на единстве архитектурных и конструктивных форм и декоративного решения. В отдельных помещениях декор усилен сталактитами, наборной мозаикой и настенной живописью.
Памятник состоит из восьми помещений различного характера, которые группируются вокруг центрального, самого большого в комлпексе зала – казандыка. Это мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, мечеть, дворцовые залы – большой и малый аксараи, библиотека (китабхана) и хозяйственный комплекс, в который входят колодезная (кудукхана), кухня (асхана), жилые помещения (худжры) и другие.
Казандык – парадное помещение комплекса, квадратное в плане со сторонами, равными 18,2 м, покрыто самым крупным из сохранившихся в Средней Азии сфероконическим куполом с одинарной оболочкой. По осям стен казандыка устроены высокие стрельчатые ниши, декорированные ганчевыми сталактитами. Пропорции помещения, его высота (39 м), белизна стен в тусклом освещении создают атмосферу покоя, благоговения и торжественности[2].
В центре зала находится ритуальный котел Тайказан, отлитый, по преданиям, из сплава семи редких благородных металлов в селе Карнак, в 25 километрах от города Туркестана. По преданию, испив из тай-казана, каждый паломник полагал, что очистился от скверны(Рисунок3).
Другие статьи
Размещение электроэнергетики России
Отечественная
индустрия держится на «трех китах» - энергетике, металлургии и ВПК.
Электроэнергетика, являясь ведущей и составной частью топливно-энергетического
комплекса, составляет основу экономики России и обеспечения жизнедеятельности
страны, обеспечивает электрификацию народного хоз ...