Какие субъекты Федерации, входящие в состав Уральского федерального округа специализируются на добыче нефти и газа. Дайте экономико-географическую характеристику нефтяной отрасли по плану
5. низкие внутренние цены на нефть не обеспечивают самофинансирования нефтедобывающих предприятий (эта ситуация сохраняется и сегодня после серии повышений цен на нефть). В итоге произошло серьезное ухудшение материально - технического и финансового обеспечения отрасли;
6. нехватка эффективного и экологичного оборудования с особой остротой создает в отрасли проблему загрязнения окружающей среды (например, авария в Коми). На решение этой проблемы отвлекаются значительные материальные и финансовые ресурсы, которые не участвуют непосредственно в увеличении добычи нефти;
7. не определен единообразный собственник месторождений нефти и газа, с которым следует иметь дело отечественным и зарубежным организациям, а также частным лицам;
8. задолженность республик за поставленную нефть и нарастающий кризис неплатежей.
Итак, упадок нефтедобывающей промышленности обусловлен наличием комплекса взаимосвязанных причин. Выход из настоящего положения затруднен глобальным характером стоящих проблем, поэтому если продолжится экономический кризис в стране и усилится процесс политического раздробления, то добыча нефти, по всей вероятности, будет и впредь сокращаться.
Размещение отрасли по территории Урала, особенности размещения
Размещение основных запасов нефти на Урале не совпадает с размещением населения, производством и потреблением топлива и энергии. Около 9/10 запасов минерального топлива (в том числе нефти) и свыше 4/5 гидроэнергии находится в восточных районах, тогда как примерно 4/5 общего количества топлива и энергии потребляется в европейской части региона.
Размещение нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и объемами потребления жидкого топлива. В настоящее время переработка приблизилась к районам потребления. Она ведется вдоль трасс нефтепроводов, а также в пунктах с выгодным транспортно-географическим положением.
Нефтеперерабатывающие заводы ориентированы на потребителя. В Уральском экономическом районе они расположены в городах - Уфа, Ишимбай, Салават, Пермь, Краснокамск, Орск и других. В то же время на Урале работают крупнейшие нефтеперерабатывающие предприятия. Так, суммарная проектная мощность переработки башкирских НПЗ (Уфимская группа и Салаватнефтеоргсинтез) составляет около 30 млн. тонн нефти в год. В числе реальных и потенциальных поставщиков также Пермский НПЗ (мощность 14 млн. тонн в год), строящийся Нижнекамскнефтехим в Татарстане (проектная мощность 7 млн. тонн в год), Орский НПЗ в Оренбургской области (мощность 5 млн. тонн в год).
Экономически более выгодно приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления:
сокращаются перевозки мазута, масел и других вязких нефтепродуктов;
транспортировка сырой нефти экономичнее, чем транспортировка ее производных;
размещение нефтеперерабатывающих производств становится повсеместным.
Развитие нефтяной, а также нефтеперерабатывающей промышленности обусловливается целесообразностью использования нефти в основном для производства моторных топлив и химического сырья. Как энергетическое сырье более эффективным является природный газ, так как эквивалентное количество его вдвое дешевле нефти.
Размещение отраслей и производств нефтехимической промышленности находится под совокупным влиянием различных факторов, среди которых наибольшую роль играют сырьевой, топливно - энергетический и потребительский.
По уровню размещения наибольшей спросом на продукцию нефтяной отрасли обладает рынок нефтепродуктов Тюменской области (включая ХМАО и ЯНАО) - 38% рынка УрФО. Далее идут немногим отличающиеся рынки Свердловской и Челябинской областей - 31% и 22%. Курганская область характеризуется в десятки раз меньшим объемом рынка (3% или, по оценкам, около 9%).
Основные потребители нефтепродуктов в округе - топливная промышленность (то есть сама нефтянка в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО), энергетика (основные потребители топочного мазута - Свердловская и Челябинская области), машиностроение и металлургия (Свердловская и Челябинская области), транспорт (железнодорожный, автомобильный, авиационный - все регионы округа в разных пропорциях), частный автотранспорт (все регионы в зависимости от численности автомобилей), сельское хозяйство (Курганская область).
Основную долю в общем объеме потребления ГСМ округом составляет дизельное топливо (44%), значительна доля автомобильного бензина (33%), топочный мазут занимает более скромное место в общем объеме (17%), что можно объяснить высокой суммарной долей природного газа и угля в топливном балансе электростанций и котельных округа. Менее значительную долю занимает авиационное топливо (керосин) - около 6%[9]
.
Структура регионального потребления видов нефтепродуктов характеризуется высокой долей Тюменской области почти по всем показателям (кроме топочного мазута). Так, среди регионов округа Тюмень (включая ХМАО и ЯНАО) потребляет больше всего автомобильного бензина (36%), дизельного топлива (61%) и авиационного керосина (59%). На Свердловскую и Челябинскую области приходятся близкие по значению доли автобензинов (30 и 31% соответственно) и дизельного топлива (21 и 16% соответственно). Однако по потреблению керосина Свердловская область превосходит Челябинскую почти в три раза (аэропорт Кольцово - крупнейший перевалочный пункт в транспортном коридоре Европа - Азия). Курганская область по объемам потребления почти всех видов топлива (кроме топочного мазута) находится в конце списка.
Другие статьи
Бердск
Бердск —
город в Новосибирской области России, входит в Новосибирскую агломерацию[2]. Расположен к югу от
Новосибирска на берегу Новосибирского водохранилища, второй по численности
населения город Новосибирской области (96 790 жителей на 1 января 2010).
Основан в 1716
году на реке Бер ...