ТЭК России
Вместе с тем нужно повнимательнее посмотреть, что происходит сегодня в налоговой сфере. И не только у Правительства, но и, как раньше говорили, «у широких масс трудящихся», населения. У граждан часто возникает закономерный вопрос — сколько же денег ТЭКа в тех полутора миллиардах долларов, которые ежемесячно утекают из страны. В конце концов, недра принадлежат государству. Ни для кого уже не секрет, что нефтяные компании используют оффшоры: и зарубежные, и наши доморощенные.
Не все ясно и с так называемыми «масштабными российскими инвестициями за рубежом», особенно в условиях инвестиционного голода в самой России. Мы не против цивилизованной работы с оффшорами, это – отдельный вопрос. Я думаю, что нужно говорить просто о более совершенной налоговой системе. Главное направление движения — создать в России привлекательные, стабильные условия инвестирования. Требует оперативного исправления ситуация с разведанными запасами. В результате обвального спада геологоразведочных работ за последние восемь лет в целом по стране запасы уменьшились более чем на 9,5%. В Западной Сибири – более чем на 16%. Приросты запасов не компенсируют даже текущую добычу энергоресурсов.
По существу, идет проедание ранее разведанных запасов. И такое положение просто опасно. Цивилизованный мир поступает прямо наоборот: разведка запасов опережает темпы текущей добычи. В связи с этим необходимо внести изменения в законодательство о недропользовании. Компаниям нужны стимулы для проведения геологоразведочных работ за счет своих средств. У небольших компаний должен появиться интерес к эксплуатации недоиспользованных месторождений.
Большая проблема в нефтеперерабатывающей промышленности – глубина переработки. Ее средняя величина на заводах России составляет 67%. В Соединенных Штатах, например - 90%. И в мире, в среднем, примерно такой же показатель. Ясно, что эффективность нефтепереработки у нас должна быть увеличена. Но это увеличение должно быть тесно связано с созданием условий для сокращения потребления мазута в электроэнергетике. Иными словами, увеличение глубины переработки не должно порождать новый кризис в обеспечении экономики и населения теплом и электроэнергией. Это необходимо учесть и Минтопэнерго, и Минэкономики.
Следующий вопрос – тот, который нас интересует, может быть, больше всего сегодня — дисциплина платежей как в стране в целом, так и в ТЭКе. Нужно признать, государство в значительной степени само порождало неплатежи за энергоресурсы.
Конечно, такая ситуация нетерпима, и многие шаги для ее исправления нами уже делаются. Например, введены лимиты потребления. Но этого недостаточно. Это скорее административные меры.
Задача государства — полностью ликвидировать задолженность бюджетных потребителей перед поставщиками энергоресурсов. Эти меры должны стать составной частью целостной концепции развития ТЭКа. Однако существует много претензий и к нефтяным компаниям. Думаю, что требования к головным компаниям за долги их дочерних структур должны быть жестче со стороны государства.
Придется активизировать работу по повышению эффективности использования энергоресурсов. Эта тема все еще не стала актуальной ни для предприятий, ни для населения. Это тем более важно, что переход на энергосберегающие технологии, более эффективная организация потребления энергии позволят повысить тариф, а значит и доходы ТЭКа в целом.
При таких низких тарифах, как сейчас, ни предприятиям, ни населению нет никакого резона экономить энергию. Более того, невыгодными становятся и инвестиции в энергосбережение. Нужно вводить более прогрессивные формы стимулирования населения и предприятий к тому, чтобы электроэнергию экономили. И такие формы в принципе есть.
Хотелось бы обозначить также позицию Правительства по от ношению к естественным монополиям. Мы понимаем, эти компании несут большую нагрузку по энергоснабжению страны. И потому будем всемерно помогать им. Но не менее важно и контролировать их работу. Нельзя допускать их структуры без четкого понимания последствий таких шагов для государства.
Другие статьи
Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
Правовые
и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
Согласно
положениям Конституции Украины человек, его жизнь и здоровье, честь и
достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей
социальной ценностью. Таким образом, за ...