Современные трудности экономического развития Японии.
Достижения Японии благодаря эффективной модели государственного регулирования и японской модели менеджмента являются объектом пристального изучения и анализа специалистами многих стран мира. Эти специалисты заметили, что главной проблемой в современном экономическом развитии Японии стала проблема снижения конкурентоспособности японских товаров на мировых рынках во многих ведущих отраслях экономики. Так как многие элементы и сама модель государственного регулирования и японская модель менеджмента копировалась ведущими странами (США, Германия, Англия и т.д.), при этом эти страны адаптировали элементы этих моделей к ситуации в экономике своей страны, к поставленным целевым установкам конкретного этапа и на основе этого в последние годы стали успешнее Японии. Главная причина снижения конкурентоспособности, по мнению исследователей, состоит в неадекватном для современных условий подходе правительства и самих японских компаний к конкуренции.
Универсальные методы по совершенствованию операций, то такие, что используют широко применимые приемы менеджмента и информационные технологии распространяются очень быстро. По мере того как конкуренты имитируют и перенимают друг у друга эффективные методы менеджмента, постоянно лидировать становится практически невозможным. Чем больше конкуренты ориентируются на поставщиков мирового класса, тем более похожими они становятся. Если конкуренты предлагают почти такой же набор продукции и услуг, используют одни и те же каналы сбыта и сходные производственные процессы, ни у кого из них не будет заметного преимущества.
Продолжающая стратегия японских компаний энергично и целеустремленно использовать те же самые подходы – оптимизировать производство – повышать качество и снижать затраты, - привели к ситуации, когда все компании отрасли конкурируют по одним и тем же параметрам. Японские компании стали терять свое преимущество в эффективности производства. Как отмечают специалисты, конкуренция, основанная исключительно на экономической эффективности становится разрушительной для ее участников и приводит к войне на истощение.
Конкуренция на основе экономической эффективности снижает прибыльность отрасли, которая в определенной степени определяется структурой отрасли, а сама структура задает среднюю прибыль для всех ее участников. Структура отрасли определяется пятью конкурирующими друг с другом силами: влиянием клиентов, влиянием поставщиков, новыми участниками, давлением товаров-заменителей и природой конкуренции. Японский подход к конкуренции не только стирает различия между конкурентами, но и подрывает отрасль в целом. Конкуренция смещается в область цен, влияние покупателей растет, относительное равенство конкурентных сил компаний и их однородность снижает барьеры для входа в отрасль новых японских и азиатских компаний. Давление на прибыль усиливается.
В результате японские компании на мировом рынке стали менее конкурентоспособные, менее прибыльными, а в ряде отраслей, таких как полупроводниковая отрасль, производство одежды, шоколада и других, несли убытки, что резко контрастировало с хорошими прибылями, полученными их американскими конкурентами.
Действующая стратегия, которая состоит в стремлении японских компаний расширить долю рынка и насытить широкий сегмент рынка, заставляет эти компании идти по более «легкому» пути, добавляя к продукции все новые популярные характеристики, создавая новые производственные линии и услуги, которые легко копируются конкурентами. Это таит в себе риск утраты конкурентных преимуществ, которыми первоначально владела компания. Попытка конкурировать сразу в нескольких направлениях приводит к путанице, разрушает мотивацию и лишает организацию четкого фокуса. Прибыли падают.
По мнению специалистов, стремление к систематическому повышению экономической эффективности – лишь один из возможных способов достижения превосходства. Другой способ – разработка конкурентной стратегии, которая позволит побеждать на основе оригинального подхода, способного предложить потребителям в выбранном им сегменте уникальную продукцию с уникальными качествами. Такая стратегия требует реальных инноваций. Необходимо создавать концептуально новую продукцию, услуги и способы работы, которые отличают ее от конкурентов. Для такой стратегии недостаточно постепенных улучшений уже известных всем методов и подходов. Устойчивому бизнесу одинаково нужны и индивидуальная стратегия, которая трудно подается копированию, и экономическая эффективность. При создании новой стратегии важно выбрать целевую группу клиентов, ассортимент и потребности, которые будут удовлетворять компания, а не стремится обслуживать всех клиентов. Ведь стратегия, ориентированная на потребности всех клиентов подчеркивает низкую стоимость и цену и одновременно теряет потребителей, которые ценят высокое качество и высокую цену.
Другие статьи
Топливно-энергетический комплекс России. Состав, значение в хозяйстве, проблемы развития, ТЭК
Развиваясь, человечество начинает
использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию,
солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные
источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики
сегодня играют топливные ре ...