Молочная промышленность
В 1990 году начался спад производства во всех подотраслях пищевой промышленности, в том числе и в молочной. Динамика производства молочной промышленности за 1996-2001 годы представлена на рис. 5.
На протяжении последних 10 лет постоянно сокращаются объемы производства масла животного (с 833 тыс. т в 1990 году до 262 тыс. т в 1999 году). В 2000-2001 годы объемы производства незначительно выросли (+2,7% в 2001 году по сравнению с 1999 годом). Производство сыров жирных сократилось в 1990-1998 годы в 2,6 раза.
Наиболее сильно упало по сравнению с уровнем 1990 года производство цельномолочной продукции, в то время как производство животного масла и сыров не столь сильно отреагировало на кризисную ситуацию. Начиная с 1998 года объемы выпуска постепенно начали расти и в 2001 году превысили уровень 1997 года почти на 29%. На ситуацию в подотрасли большое влияние оказала конкуренция со стороны зарубежных производителей, чья продукция захлестнула российский рынок в 90-х годах. В целом темпы роста продукции молочной промышленности в 2001 году превысили темпы 2000 года. Однако производственные мощности предприятий использовались лишь на 24-43%.
Особенность молочного производства, впрочем, как и других подотраслей пищевой промышленности, заключается в привязанности производителей к местам производства сырья и недолгих сроках хранения готовой продукции. Поэтому производство в основном носит местный и региональный характер. Возможность выхода со своей продукцией на рынки соседних регионов имеют только производители, наладившие выпуск пастеризованной продукции с длительным сроком хранения. Другим вариантом может стать покупка крупными игроками местных производств и их модернизация.
Самым крупным игроком на российском молочном рынке является компания <Вимм-Билль-Данн - Продукты питания> (далее - ВБД). Это единственный российский молочный концерн, объединяющий несколько предприятий, если не считать французскую компанию Danone, построившую заводы в Тольятти и Чехове. Сегодня ВБД объединяет 14 предприятий молочной отрасли России и стран СНГ с годовым оборотом более 500 млн. долл. Оборот компании за 9 месяцев 2001 года составил 492 млн. долл. Доля компании на рынке молочных продуктов в 2001 году составила 8,1% (доля ближайшего конкурента почти в 4 раза меньше). ВБД стала первой компанией в молочной отрасли, претендующей на национальный уровень, которая сумела создать широкую сеть дистрибуции, а также первой в России наладить выпуск йогуртов и других молочных продуктов.
На рынке йогуртов ВБД занимает сейчас более 40%, что в 2 раза больше ближайшего конкурента. Компания располагает крупнейшими в России производственными мощностями, сумела наладить прочные отношения с поставщиками сырья в ходе реализации инвестиционной программы <Молочные реки>, направленной на поддержку подмосковных сельских хозяйств. Основная составляющая стратегии компании - расширение географии производства и сбыта молочной и соковой продукции в России и странах СНГ. Компания стремится перенести производство ближе к источникам сырья.
Основные конкуренты ВБД на российском рынке молочной продукции - компании Danone, Pаrmalat, Campina и Ehrmann, располагающие огромными инвестиционными возможностями. Наиболее острая конкуренция между этими западными компаниями и ВБД сложилась в московском регионе, так как именно здесь они сосредоточили свои производственные мощности. Но, в отличие от российского производителя, западные компании не спешат с налаживанием своего производства в других регионах России, так как работают в основном в высоком ценовом сегменте, а покупательная способность жителей регионов существенно ниже, чем в Москве и области. Продукция же компании <Вимм-Билль-Данн> в основном ориентирована на средний ценовой сегмент, что предоставляет ей дополнительные преимущества при выходе на региональные рынки.
Другие статьи
Роль США в мировой экономике
Глобализация
характеризует растущую взаимосвязь и взаимозависимость отдельных национальных
экономических систем. Глобализация производства под воздействием НТР создает
такую ситуацию, когда практически ни одной стране уже не выгодно иметь «свое»
производство. Отдельные национальные эконо ...