Россия на мировом рынке нефти.
международной операционной компанией (АМОК). Во-вторых, существуют
противоречия в отношении степени развития нефтедобычи. Здесь заметны
расхождения между позициями нефтяников и кругов, связанных с рыболовством.
Последние высказывают опасение, что масштабная добыча нефти на Каспий
приведет к резкому сокращению рыбных запасов . В-третьих, следует иметь в
виду, что решительная политика "ЛУКойла", поддерживаемая руководителями
правительства, не всегда вызывает одобрение со стороны представителей
других российских нефтяных компаний. Так, "Роснефть" уже высказывала
недовольство, что российское правительство не смогло добиться для нее 10-%
участия в освоении месторождений "Азери", "Чираг" и глубоководной части
месторождения "Гюнешли". Компания, безусловно, хотела бы, чтобы ее интересы
на Каспий обеспечивались российскими официальными кругами с той же
энергией, как они это делают в отношении "ЛУКойла".
Вопрос транспортировки каспийской нефти связан для России почти
исключительно с государственными интересами, поскольку все магистральные
нефтепроводы принадлежат государственной компании "Транснефть". Отсюда
уровень, на котором принимаются решения и формулируется политика в
отношении данного вопроса. Самым деятельным лицом в международных
переговорах среди российского руководства является премьер Виктор
Черномырдин. Выбор маршрута перекачки нефти, как ранней, так и "основной",
будет в ближайшее время одним из острейших внешнеполитических вопросов для
Российской Федерации. Как известно, два основных проекта предполагают
"северный" маршрут — через Грозный, Новороссийск, Бургас (Болгария) -
Александропулос (Греция) или Бургас - Влора (Македония) и "южный" -через
турецкую территорию. Борьба между Москвой и Анкарой идет жесткая, хотя и в
рамках нынешнего понятия об этике международных отношений. Во всяком
случае, ни одна из сторон не замечена в попытке в полной мере
воспользоваться такими геополитическими козырями, как чеченский и курдский
вопросы.
Проблема не только в сотнях миллионов долларов прибыли ежегодно за
транзит, которые сейчас оспаривают между собой Россия и Турция. С точки
зрения внешней политики, решение, которое предстоит принять
Азербайджанскому международному операционному консорциуму, во многом
определит будущее международных отношений в данном регионе. В
непосредственной близости от границ России и в зоне ее особых интересов,
находятся третьи по значению в мире запасы нефти. На Каспии сталкиваются
интересы нефтедобычи и рыболовства, хозяйственной ориентации населения
прибрежных регионов. В прикаспийском регионе и в непосредственной близости
от него до сих пор не развязаны все узлы региональных и этнических
конфликтов. Российские политики считают допустимым определенный уровень
экономического присутствия Запада на Каспии. Однако, по мнению российских
политиков и бизнесменов, присутствие западных компаний в регионе не должно
приводить ни к усилению политического влияния соответствующих стран, ни к
вытеснению России с занимаемых ею позиций рнак Каспии.
Нынешняя тенденция превращения Каспия в "нефтяное озеро" не может
не сохраниться. При этом следует отметить, что разведка и разработка
нефтяных месторождений на дне Каспия сопряжена со значительным риском
аварий, разливов нефти с трансграничными последствиями. Значительную
опасность представляет сброс в море отходов бурового шлама, который
содержит около 40 высоко-токсичных компонентов. Суточное накопление шлама
на морских промыслах составляет уже многие сотни тонн. Между тем в
настоящее время в прибрежных акваториях Баку средние зарегистрированные
Другие статьи
Современное состояние топливно-энергетического комплекса России
Развиваясь,человечество начинает
использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию,
солнечную, гидроэнергию приливов и отливов,ветряную и другие нетрадиционные
источники).Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики
сегодня играют топливные ресур ...