Улицы рассказывают...
Чапаев не знал, как благодарить Вихоря. А тот хоть и старался не выказывать своей радости, видно, был страшно доволен похвалой. Ведь не было для чапаевца выше награды, чем услышать слова благодарности от самого Василия Ивановича.
.Весной 1919 года в Бузулук, где готовились к боям полки чапаевской дивизии, прибыл 27-й разведывательный авиационный отряд. Горючее тогда было, как говорится, на вес золота, и самолеты были доставлены «на колесах». На железнодорожных платформах стояли решетчатые, как плетенные из лозы этажерки, «Ньюпоры», а в теплушках жили авиаторы, механики и красноармейцы, обслуживавшие отряд.
Слух об этом облетел весь город. Чапаевцы и местные жители, никогда прежде не видевшие самолетов, толпами приходили посмотреть на диковинные машины.
— Когда же будете летать? — спрашивали у летчиков. Особенно нетерпеливыми были артиллеристы.
—Вам сверху виднее, разведайте, где беляки стоят, а мы их тогда снарядами угостим.
Авиаторы отвечали, что с удовольствием сделали бы это, но нет приказа.
—Но вот однажды,— вспоминал бывший военком отряда Александр Иванович Фридель,— мы получили приказ Фрунзе: выгрузиться в Бузулуке и поступить в распоряжение начдива 25-н Василия Ивановича Ча паева.
Наши бойцы с радостью бросились скатывать с платформ самолеты и перегонять их на полевой аэродром, оборудованный за городом. Надоело жить в вагонах. Другие воюют, а мы катаемся со станции на станцию.
Разгрузиться-то разгрузились, а летать оказалось не на чем. Цистерна с бензином,' которая должна была поступить из Самары следом за нами, застряла где-то в пути.
Как-то к аэродрому прискакали несколько всадников. «Чапаев приехал»,— сразу разнеслась весть среди авиаторов.
Вместе с нашим командиром Чапаев осмотрел самолеты, побывал на учебных занятиях. Видно было, что остался доволен. Но под конец Чапаев приказал сегодня же разведать расположение белых войск на рубеже, проходящем по северному берегу Малого Кинеля.
— Как только получим бензин,— попытался было отсрочить выполнение приказа командир,— тут же вылетим .
— Аэропланы должны летать,— строго сказал Чапаев.— На земле от них проку никакого. Они нам в небе нужны. Находите горючее - и марш!
Что делать?
Тогда кто-то посоветовал: слить бензин из всех баков в один самолет. Так и сделали, наскребли на одну заправку. И вот уже «Ньюпор» разбежался, взмыл в небо и взял курс на Пилюгино. Через час смотрим — возвращается наш самолет и, едва перетянув через гору, идет на вынужденную посадку в нескольких верстах от аэродрома. Оказывается, бензин кончился. Пришлось запрягать лошадей и тащить аэроплан на буксире до аэродрома.
Пилот, летчик-наблюдатель и командир авиаотряда тут же отправились в штаб докладывать Чапаеву о результатах разведки.
Долго ломали потом голову: как же быть дальше — сливать-то больше нечего. И тут выручил Чапаев. К командиру прискакал ординарец Чапаева с запиской. Вначале не поняли, в чем дело. Начдив спрашивал: не подойдет ли спирт? Но потом в один голос закричали: «Конечно, подойдет!»
Стали заправлять моторы винным спиртом.
— Двойная выгода,— шутил Чапаев.— И аэропланы летают, и соблазна меньше .
«Ньюпоры» с залитыми чистейшим спиртом баками летали в разведку, сбрасывали бомбы на скопление белых у моста через Малый Кинель у села Пилюгино, засыпали колчаковские войска агитационными листовками. Потом наши авиаторы участвовали в бугурусланской, бугульминской операциях, воевали под Уфой.
Чапаеву, видно, по душе пришлась воздушная работа летчиков. По его приказу о каждой захваченной бочке бензина или спирта докладывали ему лично. Все это тут же направлялось к нам.
.В нескольких километрах от Бузулука на холмах, рассеченных сухим долом, стоит село. Может быть, поэтому и назвали его Сухоречкой. В центре села, на холме, на маленькой покатой площади стоит бревенчатый, добротно срубленный бывший дом сельского Совета. На стене его мемориальная доска с надписью:
«Здесь, в селе Сухоречка, 19 апреля 1919 года перед боями с колчаковскими бандами бойцы и командиры легендарной 25-й дивизии приняли воинскую присягу на верность Родине».
Другие статьи
Влияние внешней миграции на социально-экономическое развитие Челябинской области
На социально-экономическое положение и развитие любой
территории, в том числе и Челябинской области, оказывает влияние большое
количество различных факторов. Это и геополитическое положение региона, и его
природно-ресурсный потенциал, и уровень развития производительных сил, и
особенност ...