Инструменты экономического регулирования регионального развития
Микроинструменты
региональной экономической политики применяются для непосредственного воздействия на деятельность субъектов региональной экономики. Выделяются два главных направления воздействия: на труд и на капитал.
С целью достижения более полной и эффективной занятости в регионах, особенно при реструктуризации экономики, на государственные средства организуется переподготовка кадров, выделяются субсидии и целевые кредиты для создания новых рабочих мест. Для межрегионального рассасывания безработицы стимулируется перемещение рабочей силы (компенсация части затрат на переезд, выдача ссуд на новое жилье, улучшение информации о рынках труда и т.д.).
Основными микроинструментами воздействия на капитал являются различного рода инвестиционные гранты (субсидии и скидки). Они предоставляются конкретным объектам и способствуют экономическому развитию региона, созданию новых технологий и проведение НИОКР.
Помимо рыночных инструментов, государство использует также и административные меры. Например, это запреты на размещение новых и расширение действующих предприятий в перенасыщенных городах и агломерация, и наоборот, поощрение передислокации предприятий в менее развитые регионы (облегченная регистрация, предоставление промышленных площадок).
Бюджетно-налоговая система
Основным средством государственного регионального регулирования является бюджетная система.
Бюджетная система
— это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местных бюджетов.
Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между Центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма. Понятие «финансово-бюджетный федерализм» характеризует основной принцип функционирования бюджетной системы - сочетание автономности бюджетов отдельных уровней и межбюджетных отношений.
Финансово-бюджетный федерализм — это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов и, в частности, в бюджетной сфере.
Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
^законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
2)обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
3)обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
4) наличие единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;
Другие статьи
Урбанизация
Город многогранен. Его
называют моделью общества, зеркалом окружающего района, двигателем прогресса.
Это и "точка на карте", и целый мир с большими внутренними
различиями. Город - главная арена общественной активности, место концентрации
знаменательных событий, наслоение которы ...