Инструменты экономического регулирования регионального развития
. можно объединить в три группы:
- планирование и прогнозирование;
- макро- и микроинструменты региональной политики;
- бюджетно-налоговая система.
. Планирование и прогнозирование
Практически во всех странах разрабатываются региональные планы и прогнозы. Основное внимание в них делается на планирование инфраструктуры, развитие городских и сельских территорий в зависимости от страны, охрану окружающей среды. Это связано с тем, что именно в этих областях роль особенно важна.
Планы регионального развития в странах с рыночной экономикой не могут быть директивными, как это было ранее в СССР и других социалистических странах. Они являются рекомендательными. Однако те части планов, которые адресуются государственному сектору экономики, определяют размещение важнейших объектов инфраструктуры и касаются охраны окружающей среды, являются обязательными.
Как правило, построение планов и прогнозов осуществляется с участием его непосредственных исполнителей.
Система государственного планирования и прогнозирования, действующая в СССР, распалась в начале переходного периода. Принятые ранее планы и прогнозы потеряли свой правовой статус и средства реализации. Министерство экономики (Министерство экономического развития РФ) перешло на составление годовых прогнозов национальной экономики, имеющих региональный разрез (по субъектам РФ) и среднесрочных целевых федеральных целевых программ по отдельным направлениям.
Причинами такой ситуации стали изменения экономических отношений (переход к рынку), экономический кризис, недостаток кадров, способных к работе в новых условиях и т.д.
В последнее время работа в сфере долгосрочного планирования и прогнозирования активизировалась. Результатом этого явилось принятие Правительством РФ в ноябре 2008 г. «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Указанный документ содержит раздел «Региональное развитие», в котором рассмотрены вопросы инновационной и социальной ориентации регионального развития, формирования центров регионального развития и совершенствования системы государственного регионального управления.
Разрабатываются и другие прогнозы регионального и территориального развития непосредственного в субъектах РФ. Главной чертой современных прогнозов является акцент на финансовые отношения центра и регионов, а внутри регионов - на отношения между государственным и частным сектором экономики, группами хозяйствующих субъектов. Специальным разделом становится прогноз развития государственных унитарных предприятий и учреждений, а также хозяйственных обществ с долей государственной собственности более 50%. В этом секторе прогнозы детализируются до уровня плана и имеют обязательный характер.
Макро- и микроинструменты региональной политики
По степени универсальности и широте воздействия инструменты регионального регулирования можно разделить на две группы:
• общеэкономические регуляторы (или макроинструменты), воздействующие на поведение многих экономических субъектов на определенных территориях,
• регуляторы адресного воздействия (или микроинструменты).
Другие статьи
Приволжский ФО
В условиях становления в
России рыночной экономики возникает необходимость рассматривать отраслевую
структуру каждого федерального округа в отдельности, а так же размещение
важнейших отраслей хозяйственного комплекса в каждом из округов с целью анализа
экономико-географического ...