Отечественный и зарубежный опыт оценки миграционных процессов
Страны, отличающиеся большим разнообразием условий проживания, большими территориями, разрабатывают и проводят, помимо внешней, внутреннюю миграционную политику. Она призвана обеспечить оптимальное с точки зрения социально-экономического развития страны снижение региональной асимметрии в размещении населения.
Таблица 1.2 - Система показателей для оценки внешней миграции на определенной территории
Показатели |
Порядок расчета |
Назначение | |
1 |
Абсолютные величины годового объема миграционных потоков, сальдо миграции и миграционный оборот |
I – прибывшие; E – выбывшие; – сальдо миграции; – миграционный оборот |
Оценка общей величины миграции |
2 |
Абсолютные величины распределения прибывших и выбывших, сальдо внешней миграции по странам |
Ii – прибывшие из i-той страны; Ei – выбывшие в i-тую страну; – сальдо миграции с i-той страной |
Оценка масштабов внешней миграции |
3 |
Состав мигрантов (участвующих во внешней миграции) по возрасту, полу, национальности, образованию и другим характеристикам |
доля лиц определенного возраста (пола, националь-ности и т.д.) в общей численности мигрантов |
Оценка половозрастного, национального, образовательного состава мигрантов |
4 |
Численность и доля граждан других государств в составе населения территории, доля иностранцев среди занятого населения |
Рм – численность иностранных граждан; ; , где – численность населения территории зн – численность занятого населения; |
Оценка влияния внешней миграции на местное население, на рынок труда |
5 |
Приведенные показатели в динамике |
, где – значение k-того показателя в j-тый год, – базисное значение k-того показателя. |
Оценка изменения роли внешней миграции в развитии данной территории |
На разных исторических этапах, в зависимости от ситуации, в миграционной политике национальных государств преобладала эмиграционная или иммиграционная её составляющая, которая и определяла её сущность. В современных условиях главной составляющей для большинства развитых стран становиться иммиграционная политика.
В настоящее время иммиграционная политика и законодательство зарубежных стран касаются в основном трех категорий иностранцев:
1) иностранная рабочая сила;
2) лица, ищущие убежище (по Конвенции ООН);
3) воссоединение семей.
Современное законодательство в отношении иммигрантов можно условно разделить на три блока:
1) законодательство и процедуры, касающиеся въезда и получения вида на жительство;
2) законодательство и процедуры, касающиеся пребывания иностранцев в стране;
3) законодательство и процедуры, касающиеся интеграции и натурализации иммигрантов.
На мировом уровне миграционная политика вырабатывается и проявляется через деятельность международных организаций, в первую очередь ООН и МОТ. Главная роль принадлежит Всемирным конференциям ООН по народонаселению, имеющим правительственный статус. Принимаемые на них документы носят только рекомендательный характер.
Интересен опыт отдельных зарубежных стран в области управления внешней миграцией населения, в которых сложилась четкая система административных, организационно-правовых и экономических рычагов.
Современная миграционная политика США обеспечивает строгую «селекцию» въезжающих в страну иностранцев. Она нацелена на отбор преимущественно высококвалифицированных работников. Закон Харта-Селлера, принятый в 1965 году, ввел систему преференций, по которым предпочтение отдается иммигрантам, имеющим родственные связи с гражданами США, затем – ученым и специалистам, а так же работникам для некоторых отраслей экономики, а так же беженцам.
Другие статьи
Влияние внешней миграции на социально-экономическое развитие Челябинской области
На социально-экономическое положение и развитие любой
территории, в том числе и Челябинской области, оказывает влияние большое
количество различных факторов. Это и геополитическое положение региона, и его
природно-ресурсный потенциал, и уровень развития производительных сил, и
особенност ...