Военные аспекты.
В начале нынешнего десятилетия в отличие от 1993-1995 гг. непосредственным импульсом к осознанию практической значимости СНГ послужили внешние факторы. В первую очередь речь идет об угрозе международного терроризма.
Вооруженные выступления антиправительственных сил при участии международных террористов в Средней Азии и на Северном Кавказе летом 1999 г. поставили в повестку дня объединение оборонных усилий партнеров по СНГ. Причем Узбекистан, незадолго до того вышедший из Договора о коллективной безопасности, принял активное участие в совместных мероприятиях по отражению общей угрозы, проводившихся Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном под патронажем России.
Показательно и то, что в Антитеррористическом центре (АТЦ), созданном по российской инициативе и выполняющем информационно-аналитические функции, сотрудничают не только союзники России по ДКБ, но и такие государства, как Азербайджан, Узбекистан и Украина.
Одновременно в рамках ДКБ были предприняты и меры силового противодействия возможным атакам религиозных экстремистов и террористов. 25 мая 2001 г. представители четырех сторон - России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали протокол о создании и принципах формирования Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) в Центрально-азиатском регионе.
В дальнейшем для того, чтобы придать больший политический вес такой структуре, как Договор о коллективной безопасности было решено преобразовать его в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В октябре2002 г. руководители стран - участниц ДКБ подписали устав и соглашение о правовом статусе ОДКБ. Обновленный альянс предполагает обязательность принимаемых решений для всех его членов, что повышает дееспособность данного объединения.
Россия и ее партнеры внесли весомый вклад в разгром талибов в Афганистане. Не секрет, что готовность Душанбе, Бишкека и Ташкента разместить на своих аэродромах подразделения ВВС западных коалиционных сил во многом предопределилась позицией Москвы.
Тем не менее совместное участие в борьбе против Талибана имело весьма противоречивые последствия. Так, для Ташкента представлялась заманчивой перспектива военно-политического сотрудничества с такой могущественной державой, как США. Об этом свидетельствует решение узбекского руководства предоставить им в аренду сроком на 25 лет узбекскую авиабазу Ханабад. Даже лидер Таджикистана Э.Рахмонов, пришедший к власти исключительно благодаря России, похоже подумывал о том, чтобы переориентироваться на Соединенные Штаты. Душанбе вел активные переговоры с Вашингтоном об американских инвестициях в экономические проекты и о помощи в подготовке военных кадров, а также о техническом оснащении границы с Афганистаном.
Вместе с тем руководство Киргизии заняло в этой ситуации иную позицию: Россия – стратегический партнер, США -временный фактор. В сентябре 2003 г. между Россией и Киргизией было подписано соглашение об открытии военной базы в Канте. Функционирование этой базы, причем на постоянной основе, в определенном смысле уравновешивало военное присутствие стран НАТО в самой Киргизии (аэродром Манас) и военное присутствие США в Узбекистане. А это в свою очередь означало, что борьба за влияние между Россией и Соединенными Штатами в Центральной Азии приобретала вполне осязаемое силовое измерение.
Неоднозначно складывалась обстановка и в Закавказье. Установление полнокровных отношений между Россией и Азербайджаном, безусловно, повышало значимость СНГ для этой республики. Однако она была уже глубоко втянута в реализацию совместных с иностранным капиталом (американским, западноевропейским, турецким) энергетических проектов, чтобы рассматривать связи в рамках СНГ своим внешнеполитическим приоритетом. Кроме того, в Баку ревниво относились к развитию стратегического партнерства России с Арменией. Что же касается последней, то эта страна на протяжении всего периода независимости ориентируется на Россию и чрезвычайно дорожит своим членством в СНГ и в такой военно-политической структуре, как ОДКБ.
Другие статьи
Угорщина
Подъем
сельского хозяйства и удовлетворение потребностей населения страны в
сельскохозяйственной продукции возможны за счет комплексной механизации и
последовательной интенсификации сельскохозяйственного производства. Это связано,
прежде всего, со спецификой производства: наличием разноо ...