Этапы подписания Договора.
Между тем предпринимавшиеся Россией меры, по большому счету, не спасали положение. Спустя год-полтора после распада СССР участники СНГ признавали, что от раздела не выиграл никто, зато понесли ущерб, и притом огромный, буквально все. Достаточно сказать, что за 1992 г. промышленное производство в среднем упало на 30-40%.
Суровая реальность раздельного существования показала иллюзорность расчетов на достижение полной независимости в условиях отчуждения друг от друга. Уже с начала 1993 г. внутриэкономическая обстановка в ряде стран СНГ стала заметно меняться в сторону ослабления сепаратистских тенденций. В первую очередь это относилось к Украине, Молдавии, Азербайджану и Грузии.
Что касается Азербайджана, то с приходом к власти Г.Алиева эта республика начала выходить из самоизоляции. Новое руководство взяло курс на развитие отношений с Россией и активное участие в деятельности Содружества, о чем свидетельствовало присоединение Азербайджана к Договору о коллективной безопасности (ДКБ), который был заключен в мае 1992 г. шестью странами: Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном и Арменией. Практически одновременно произошло вхождение в Содружество нового участника - Грузии, которая затем также вступила в ДКБ.
Под воздействием диктуемых жизнью императивов менялась и позиция Москвы. Так, если сразу после провозглашения независимости президент Б.Ельцин публично отказывался от великодержавности, то уже в середине 1993г. он утверждал, что южная граница Таджикистана, нечто иное, как граница РФ.
В сложившихся условиях российское руководство активизировало дипломатические усилия в целях организационно-правового укрепления Содружества. В результате в январе 1993 г. был принят Устав СНГ, что явилось заметной вехой в развитии этого объединения.
Одновременно, используя возраставшую тягу к сближению сторон, Россия пыталась заложить основы экономической интеграции. Можно сказать, что она сыграла роль локомотива в процессе создания Экономического союза. Соответствующий договор был подписан в сентябре 1993 г. Но этим, к сожалению, дело и ограничилось. Данное объединение оказалось абсолютно нежизнеспособным (как и многие другие начинания в СНГ), и теперь уже мало кто о нем помнит.
Причин здесь много. Есть среди них и те, которые лежат на поверхности, есть и глубинные, невидимые с первого приближения, но, в конечном счете, определяющие. О последних речь впереди, а если говорить о первых, то в глаза бросается прежде всего противоречивость интересов сторон и неумение или нежелание Кремля (разнонаправленность отдельных правящих группировок) найти и предложить партнерам разумный баланс этих интересов.
Российская сторона предпочла массированное давление на партнеров в вопросе о создании так называемой рублевой зоны нового типа (переговоры по этой проблеме начались в мае 1993 г. в рамках подготовки договора об Экономическом союзе), выдвигая заведомо неприемлемые для них условия. В результате данный проект потерпел фиаско, а Экономический союз без рублевой зоны «повис в воздухе».
Единственно, что удалось реализовать в целях коллективного экономического сотрудничества, это заключить Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном (январь 1995 г.), к которому, год спустя, присоединились Киргизия, а затем и Таджикистан. Однако данное объединение оказалось малоэффективным. И это понятно, поскольку таможенные барьеры не были первопричиной распада единого экономического комплекса.
Мы хорошо помним, сколько горьких слов говорилось в то время о разрыве хозяйственных связей, во многом определившем повсеместный спад производства. Казалось, достаточно их восстановить, и дела начнут поправляться. Но сделать это волевыми решениями было уже невозможно. В одних республиках государство еще сохраняло рычаги управления важными производственными объектами, в других приватизация шла полным ходом. И новые собственники искали себе партнеров, с одной стороны, пытаясь минимизировать политические риски, а с другой – руководствуясь коммерческой целесообразностью, которая диктовала более высокие требования к качеству и стремление снизить производственные, в том числе транспортные издержки.
Другие статьи
Демографическая ситуация в Российской Федерации на современном этапе
Вряд ли кто-нибудь задумывается, что широко употребляемое слово
«народонаселение» возникло как научное понятие. Появление понятия
«народонаселение» связно со специальной наукой и название этой науки впервые было
употреблено и вошло в повседневность в середине прошлого столетия - эта наука ...