Этапы подписания Договора.
Расхождения в позициях сторон проявились уже на стадии подписания учредительных документов СНГ, а затем и в процессе принятия Устава Содружества.
Российские власти стремились избавиться от союзного Центра, но одновременно сохранить за Россией полный политический, финансово-экономический и военно-стратегический контроль на постсоветском пространстве. Однако претензия Москвы на то, чтобы в какой-то мере заместить собою бывший союзный Центр, вызывала реакцию отторжения у остальных участников нового объединения, хотя и по разным причинам.
Киев и Минск ставили своей задачей создание подлинно независимых государств, с последующим включением их в западноевропейские структуры, и рассматривали пребывание в СНГ как переходный период (однако после смены лидерства Белоруссия отошла от этой линии, заняв однозначно пророссийскую позицию). Другие республики, испытавшие глубокое потрясение, вызванное решением «большой тройки», ставившей их страны на грань выживания, видели в СНГ спасательный круг, который поможет остаться на плаву и выиграть время для строительства собственной государственности. При этом их руководство испытывало не просто опасения, а подлинный страх оказаться в зависимости от действий либерал-демократов, пришедших к власти в России.
Не удивительно, что уже в первые месяцы существования Содружества суверенизация пошла полным ходом. Бывшие союзные республики обзаводились всеми атрибутами независимых государств. Создавались недостающие государственные структуры, национальные армии, пограничные войска, воздвигались таможенные барьеры, вводились национальные валюты, происходил обмен дипломатическими представительствами с зарубежными странами и между самими членами СНГ, принимались законы о гражданстве. Все более разнились системы правового регулирования хозяйственно-финансовой деятельности. Иначе говоря, процесс дезинтеграции продолжался с видимым ускорением.
В России на фоне разраставшегося экономического кризиса и пробуксовки реформ уже с середины 1992 г. стал усиленно эксплуатироваться тезис о том, что слишком глубокая вовлеченность в дела бывших союзных республик станет непреодолимым препятствием на пути к переустройству и возрождению нашей собственной страны. Оказавшиеся у власти радикал-либералы пытались "освободить" Россию от ответственности зато, что происходит у ближайших соседей. Московские стратеги были весьма озабочены тем, чтобы проявлением так называемых имперских амбиций не раздражать Запад, который стремился не допустить реинтеграции постсоветского пространства. Теперь первоначальные планы безусловного российского доминирования в зоне СНГ потеряли свою актуальность, а акцент в политике по отношению к партнерам по Содружеству переносился с многостороннего на двустороннее сотрудничество.
Тем не менее буквально в первые же месяцы после распада СССР Россия вынуждена была вмешаться в наиболее острые вооруженные конфликты, вспыхивавшие на постсоветском пространстве, взять на себя основную тяжесть миротворческих операций в СНГ. Именно благодаря ее усилиям удалось погасить гражданскую войну в Таджикистане, обеспечить прекращение огня в Приднестровье, в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Окончание военных действий между Азербайджаном и Арменией также стало возможным в результате настойчивости военно-политического руководства РФ, хотя и без непосредственного участия ее миротворческих сил.
Не удалось России устраниться и от решения иных жизненно важных проблем Содружества. Несмотря на декларации о необходимости избавиться от бремени поддержки «отсталых» республик, наша страна де-факто вынуждена была оказывать массированную финансово-экономическую помощь партнерам по СНГ. И происходило это в условиях суверенизации новых независимых государств, когда Москва утрачивала рычаги влияния на их внутриполитическое и социально-экономическое положение. Так, в 1992 г., по данным Госкомсотрудничества, Россия профинансировала участников Содружества на 17 млрд. долл. только в виде технических кредитов и скрытых ценовых дотаций. И это не считая неоплаченных поставок российских энергоносителей.
Другие статьи
Верхний Уфалей
Ве́рхний
Уфале́й — город (с 1940) в России, областного подчинения Челябинской
области.
Население 32,4
тыс. чел. (2010).
...