Лесоохранные мероприятия
Существуют нормы экологического права, которые регулируют отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды и леса в том числе. Они подразделяются на три группы: отраслевые, (охрана и использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и т.д.), комплексные, (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом), экологизированные (нормы других отраслей права - административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования охраны природной среды).
Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с целью охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. «Под охраной леса понимается система мер, направленная на организацию борьбы с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными порубками леса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке полезных ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна. Защита леса - система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур. Воспроизводство лесов - процесс, во время которого идёт работа не только по количественному, но и качественному обновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивных пород на высокопродуктивные сорта деревьев, активно выполняющих не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи.»[7, с.112]
Охрана леса по своей приоритетности имеет следующую структуру: от поджогов и нарушений правил пожарной безопасности, от уничтожения леса при освоении лесных площадей, от незаконной порубки, от загрязнения и истощения.”[8, с.113]
Новое лесное законодательство завершило разрушение государственной лесной охраны в России. Процесс этот начался давно, еще в 1993 году, когда Основами лесного законодательства было закреплено право работников лесной охраны зарабатывать себе на жизнь заготовкой и продажей древесины под видом санитарных рубок или рубок ухода. Это привело к постепенному превращению лесников-обходчиков (лесных сторожей) в рабочих, большую часть времени занятых на заготовке древесины.
Наибольший урон государственной лесной охране нанесла реформа 2000 года, когда была ликвидирована самостоятельная Федеральная служба лесного хозяйства и ее функции оказались переданными Министерству природных ресурсов. После этой реорганизации судьба низового звена государственных органов лесного хозяйства (лесхозов и лесничеств) в течение примерно полугода оставалась неясной. Такое пренебрежительное отношение государства к работникам леса нанесло престижу государственной лесной охраны самый тяжелый ущерб, последствия которого ликвидировать не удалось до настоящего времени.
В 2005 году разрушение государственной лесной охраны продолжилось: полномочия по охране лесов были переданы на основании федерального закона от 29 декабря 2004 года №199-ФЗ Росприроднадзору, но при этом штат бывших работников лесной охраны остался в Рослесхозе. Новое лесоохранительное ведомство располагало для выполнения новых полномочий чуть более чем четырьмя сотнями инспекторов (вместо 65 тыс. лесников, ранее отвечавших за охрану лесов).
Новый Лесной кодекс вообще не предусматривает наличия лесных сторожей (лесников), обеспечивающих охрану лесов от имени собственника - государства. Кодекс предусматривает осуществление государственного лесного контроля и надзора - но это совсем не то же самое, что охрана лесов (надзор и контроль подразумевают выборочные плановые или внеплановые проверки, но не предусматривают наличие в лесу сторожа - лесника). Кодекс предусматривает передачу органам государственной власти субъектов РФ полномочий по организации охраны лесов, но в само понятие «охрана лесов» не включена охрана лесов от незаконных рубок [1, статья 51]
Необходимо отметить, что негативные тенденции, наблюдающиеся в лесном секторе России сейчас, имеют тенденцию к ухудшению. «Критической датой» для многих из них явилось 1 января 2009 года. Именно к этому дню все договоры аренды и пользования лесами должны были быть приведены в соответствие с новым лесным законодательством.
С 1 января 2009 года прекратилось действие большинства старых контрактов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. Заключение новых потребует какого-то времени. В этот период времени так называемые «хозяйствующие» организации, созданные на базе бывших лесхозов, оказались в крайне тяжелом (или даже безнадежном) экономическом положении.
Другие статьи
Республика Беларусь
Белоруссия – республика, главой государства и
исполнительной власти является президент. Белоруссия — равнинная страна,
поверхность ее характеризуется чередованием обширных равнин, низин и
возвышенностей.
Выделяются две части — всхолмленный северо-запад и
равнинный юго-восток.
По оц ...