Формирование лесопромышленных производственных комплексов
Лесопромышленные производственные комплексы представляют собой совокупность лесозаготовительного сектора с производственным. Комплексы комбинируют и кооперируют предприятия, рационально используют природные и трудовые ресурсы.
Лесопромышленный производственный комплекс включает лесозаготовительную, целлюлозно-бумажную и деревообрабатывающую отрасли промышленности. Лесопромышленные комплексы формируются в основном там, где есть необходимые лесосырьевые и трудовые ресурсы. Главной проблемой является недостаток лесосырьевых ресурсов, которые определяются транспортной, экономической доступностями и трудовыми ресурсами. Религия
Фундаментальную роль играет экономическая доступность. Показатель экономической доступности лесосырьевых ресурсов − их доходность, или рентная стоимость.
Транспортная доступность определяется плотностью транзитных путей, среди которых судоходные реки, железные дороги широкой колеи, автомобильные дороги федерального и регионального значения. Сеть транзитных путей образует транспортную инфраструктуру региона. Критерий транспортной доступности − расстояние до транзитных путей.
Транспортная инфраструктура − важнейшая составляющая хозяйственного освоения территорий, богатых ресурсами. Чем выше плотность железных и автомобильных дорог общего пользования, чем лучше развита сеть водных путей, тем короче расстояние вывозки по лесовозным дорогам, тем эффективнее используются ресурсы, тем выше их доходность. Предельное расстояние вывозки по лесовозным дорогам составляет 30−50 км, свыше этих расстояний ресурсы становятся экономически недоступными.
Многолесные районы, как правило, отличаются низкой плотностью населения и, соответственно, не имеют сегодня развитой транспортной инфраструктуры (железных дорог, автомобильных дорог федерального и регионального значения). Но без такой инфраструктуры невозможно эффективно осваивать лесные ресурсы.
Строительство дорог исключительно для целей лесного хозяйства (рубок ухода, выборочных рубок и пр.) экономически неоправданно, не окупается получаемыми при этом доходами. Лесное хозяйство в отрыве от промышленного освоения лесов можно вести только за счет налогоплательщиков, что проблематично. Лесохозяйственная деятельность должна разворачиваться на лесной территории вслед за её промышленным освоением − по мере создания сети лесовозных дорог.
Трудовые ресурсы также являются немаловажной проблемой. Трудовые кадры являются сдерживающим фактором в дальнейшем развитии ЛПК. Россия не имеет достаточного количества работников в сфере лесного производства. Если в центре они есть, то в отдаленных районах, к примеру в Сибири, их не хватает. Причем если операторов еще можно найти среди местных жителей, то инженерно-технический персонал придется готовить самим или как-то заинтересовывать.
После распада СССР закрылись многие Профессионально-технические училища, с подготовкой кадров стало значительно сложно. Число рабочих и служащих снизилось на 5,3 млн. человек, в том числе в промышленности — на 2,4 млн. человек. В сельской местности количество трудоспособного населения уменьшилось на 1/3, трудоспособных мужчин — на 60%.
Развитие лесопромышленных производственных комплексов в России немыслимо без государственного регулирования. Важнейшая область, требующая такого регулирования в первую очередь, − транспортная инфраструктура. Правительство намерено уже в текущем году выделить на строительство лесных магистралей около 2,5 млрд. руб. [19]
Другие статьи
Развитие и размешение нефтяной промышленности России
Нефтяная
отрасль играет ключевую роль в российской экономике. Из нефти вырабатывают
нефтепродукты такие как мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные
масла, которые непосредственно используются потребителями.
За
последнее десятилетие объемы производства в нефтяной отрасли Р ...