Отраслевая структура лесопромышленного комплекса
Лесопромышленный комплекс России представлен такими секторами, как целлюлозно-бумажная промышленность, деревообработка и лесозаготовка. На его долю приходится около 4% всего выпуска промышленной продукции РФ, 4% экспортной выручки, 8% численности работающих и 2.3% стоимости основных производственных фондов.
Структура выпуска продукции в ЛПК России, в соотношении 2008 года к 2007
Источник: Министерство промышленности и энергетики РФ.
.Лесозаготовка
Лесозаготовительная промышленность представляет собой отрасль по заготовке, вывозке, первичной обработку и частичной переработки крупных лесоматериалов и отходов лесозаготовки. Она включает следующие основные производства:
· Лесозаготовки, состоящие из комплекса лесосечных работ и ввозки леса;
· Подсечку леса, предусматривающую работы по добыче живицы и заготовки пневого осмола;
· Лесоперевалочные работы, связанные с передачей лесопродукции с одного вида транспорта на другой.
Кроме того, в лесозаготовительную промышленность входят производства по использованию малоценной древесины и отходов: лесопилие, шпалопилие, производство технологическое щепы, тарной дощечки и других изделий.
Лесной потенциал Российской Федерации составляет по запасам древесины около 22,6% от мировых.
На территории Российской Федерации лес занимает 1181,9 млн. га, при этом к эксплуатации разрешены только 42% – 327 млн. га. Из 44 млрд. м3 спелой древесины 72% составляют хвойные породы, 16% - мягколиственные, 2,5% -твердолиственные. 75% всего запаса древесины приходится на Сибирь и Дальний Восток, однако доля этих районов в заготовке древесины не превышает 40%, хотя в последние годы богатейшие ресурсы азиатской части России осваиваются высокими темпами. В январе-феврале 2009 г вывозка древесины в России снизилась на 15,3% относительно соответствующего периода 2008 г, производство деловой древесины сократилось на 21,5%, об этом говорится в имеющемся в распоряжении Lesprom Network сообщении Росстата.
Согласно действующему на сегодняшний момент Лесному кодексу (принят в 1997 г.), весь лесной фонд России находится в федеральной собственности, а предприятия, занимающиеся лесозаготовкой, арендуют у государства определенные площади этого лесного фонда. Несмотря на колоссальные ресурсные возможности, в России, тем не менее, остается крайне низкая интенсивность лесопользования по сравнению с другими странами, что объясняется как общей относительной неразвитостью всего российского ЛПК, так и острым инфраструктурным дефицитом лесозаготовительной промышленности. Поэтому даже несмотря на то, что российский лесной ресурс является сегодня относительно дешевым сырьем в первую очередь ввиду низкой стоимости затрат на рабочую силу, лесозаготовка уже на протяжении нескольких лет является самым слабым звеном лесной промышленности, а 60% леспромхозов – убыточными.
Инфраструктурный дефицит лесозаготовительной отрасли выражается в том, что оборудование и применяемые здесь предприятиями технологии морально и физически достаточно сильно устарели. Но все же главная инфраструктурная проблема – это острейшая нехватка лесовозных дорог. Следствием этого являются невозможность увеличения фактической вырубки леса без строительства новых лесовозных дорог и высокая доля транспортных издержек в конечной стоимости леса для его потребителей.
Так, к примеру, многие ЦБ и деревообрабатывающие комбинаты, расположенные в областях с высокими запасами качественной древесины, ввиду отсутствия лесодорог и, как следствие, нехватки сырья, вынуждены сегодня закупать древесину вне регионов своего географического присутствия. А это, в свою очередь, неизбежно вызывает для них существенное увеличение себестоимости сырья из-за повышения в ее структуре транспортной составляющей.
С тех пор как государство стало сдавать в аренду лесные участки, оно прекратило финансировать строительство лесовозных дорог к ним и полностью возложило эту обязанность на арендаторов. Так, выиграв тендер на аренду лесного участка, лесозаготовительные компании самостоятельно разрабатывали его инфраструктуру, включая строительство дорог и обслуживание лесных поселков. В результате с целью минимизации соответствующих расходов предприятия строили достаточно мало лесовозных дорог. Кроме того, многие из построенных дорог невозможно использовать круглогодично – из-за стремления лесозаготовителей к максимальной дешевизне строительства у большинства дорог отсутствует твердое покрытие. По словам представителей предприятий, самостоятельное – без господдержки – строительство лесных дорог является для них сегодня тяжелым финансовым бременем.
Другие статьи
Швейцария
"Швейцария - это
рай", - сказала королева Великобритании Елизавета II во время своего
визита в Берн. Звучит восторженно, и похоже, это высказывание не далеко от
истины. Одна старая-старая сказка рассказывает, что когда Господь Бог
распределял природные богатства по недрам земли ...