Северо-Двинская водная система
Севeро-Двинская водная системa — водный путь между бассейнами рек Волга и Северная Двина, интенсивно использовавшийся в XIX веке. Включает в себя Северо-Двинский канал.
Строительство
Изыскания проводились с 1823 года в районе города Кириллов, на заболоченном водоразделе рек Шексна (бассейн Волги) и Порозовица (бассейн Северной Двины), на месте древнего волока.
Работы начаты в 1825 году. Строителями был прорыт Топорнинский канал (Шексна — озеро Сиверское), расширен и углублен фарватер речек между водораздельными озерами. Построено 12 шлюзов. Шлюз «Знаменитый» строил инженер В. Я. Шишков, впоследствии известный писатель.
Перепад высот 10 метров. Общая длина пути 134 км. Первые суда прошли в 1828 году.
РеконструкцияВ 1860 — 1870 годах углублены и расширены каналы, ликвидирована часть шлюзов: вместо 12 их стало 7. Значение
В начальный период существования водной системы по ней осуществлялось оживленное судоходство, обеспечивающее товарооборот между Архангельском и Петербургом.
C постройкой в 1897 году железной дороги до Архангельска, а затем Беломорско — Балтийского канала, надобность в Северо-Двинской системе oтпала. В настоящее время путь используется для туризма и местной перевозки леса.
Другие статьи
Топливно-энергетический комплекс России. Состав, значение в хозяйстве, проблемы развития, ТЭК
Развиваясь, человечество начинает
использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию,
солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные
источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики
сегодня играют топливные ре ...