Атырауский НПЗ
Атырауский нефтеперерабатывающий завод со славной историей, традициями и трудовыми достижениями является первым казахстанским предприятием нефтепереработки.Строительство завода было начато в 1943 году в нелегких условиях военного времени, и в сентябре 1945 года завод был пущен в эксплуатацию.
Технический проект завода был разработан американской фирмой «Баджер и сыновья», поставлявшей оборудование по ленд-лизу. Первоначальная мощность завода по переработке нефти составляла 800 тыс. тонн в год и базировалась на нефти Эмбинского месторождения и привозного Бакинского дистиллята. С самого начала завод развивался по топливному варианту, с выпуском авиационных и автомобильных бензинов, различных моторных и котельных топлив.
С развитием Западно-Казахстанского региона, увеличением добычи нефти с 1965 года, завод путем реконструкции стал рассматривать вопрос по замене дорогостоящего привозного дистиллята на дистиллят собственной выработки.
Сегодня Атырауский НПЗ является крупным современным предприятием, которое находится в старейшем нефтедобывающем регионе страны.
Атырауский нефтеперерабатывающий завод перерабатывает тяжелую нефть месторождений Западного региона Казахстана, с высоким содержанием парафина. В период с середины 60-х годов до середины 80-х годов прошлого столетия осуществлено большое техническое перевооружение всех технологических установок по переработке нефти, что позволило увеличить мощность до 4,9 миллионов тонн в год.
Важным событием 2006 года стало завершение I-го этапа реконструкции Атырауского нефтеперерабатывающего завода, которая впервые в Казахстане проводилась без остановки действующего производства.
Основной целью реконструкции Атырауского НПЗ являлась замена устаревшего оборудования, уменьшение вредного воздействия на окружающую среду путем выпуска высококачественной продукции, соответствующей спецификации Европейского Союза (ЕС), увеличение объемов производства светлых нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью, а также создание дополнительных рабочих мест.
Для выполнения этих задач были построены новые установки гидроочистки бензина, гидроочистки/депарафинизации дизельного топлива, изомеризации, аминовой очистки газов, получения водорода, биологической очистки сточных вод и производства серы.
В начале 2007 года была выпущена первая партия бензина, соответствующего Евростандарту (с содержанием серы не более 10 ррм) и дизельного топлива, соответствующего Евростандарту (с содержанием серы до 50 ррм и температурой застывания минус 35 0С). Прекратилось производство этилированных, вредных для окружающей среды бензинов (удаление свинцовых добавок), следовательно, улучшились марки бензина от Аи-76 до марок Аи-80, Аи-90/93.
Шымкентский НПЗ
Шымкентский нефтеперерабатывающий завод введен в эксплуатацию в 1985 году. Проектная мощность завода по переработке нефти составляла 6 млн. тонн в год. В 2000 году проведена реконструкция секции гидроочистки дизтоплива и керосина. В настоящее время установленная мощность завода составляет 5,25 млн. тонн в год.
Перерабатываемая нефть – смесь нефти с Кумкольского месторождения (80 %) и покупная нефть Западносибирских месторождений (20%).
Производственные мощности завода состоят из следующих основных установок: Комбинированная установка ЛК-6У (атмосферная перегонка, каталитический риформинг, гидроочистка дизтоплива, гидроочистка керосина, газофракционирующая установка), установка вакуумной перегонки мазута.
В целях увеличения глубины переработки нефти и объема производства моторных топлив в 1998 году было начато строительство установки каталитического крекинга мазута мощностью 1,8 млн. тонн в год, которое приостановилось из-за отсутствия финансирования и осталось не завершенным. До 50 % объектов незавершенного строительства возможно использовать для последующей реконструкции.
В настоящее время технологические возможности позволяют производить следующий ассортимент нефтепродуктов:
· сжиженные углеводородные газы;
· автомобильные бензины марок АИ-80, АИ-92, АИ-96, соответствующие требованиям ЕВРО-2 (42% от общего объема производства бензинов составляет бензин марки АИ-80);
· дизельные топлива, соответствующие требованиям ЕВРО-2, следующих марок: ДТ З-02 (-35), Л-0,2-40 и ЛД-0,2 и другие марки дизельных топлив;
Другие статьи
Швейцария
"Швейцария - это
рай", - сказала королева Великобритании Елизавета II во время своего
визита в Берн. Звучит восторженно, и похоже, это высказывание не далеко от
истины. Одна старая-старая сказка рассказывает, что когда Господь Бог
распределял природные богатства по недрам земли ...