Исторический обзор становления природопользования России
Развитие туризма в России можно разделить на 5 этапов:
1. Просветительский (до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.
2. Предпринимательский этап начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются два основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.
3. Организационно-централизованный этап начался в 1927 и завершился в конце 1960-х годов. Этот этап характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, – социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 года партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т. д. С возникновением в 1928 году Общества пролетарского туризма началась монополизация этой отрасли. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет привлечения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. К концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это вызвало необходимость перехода к новой системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.
4. Административно-нормативный (1969-90 гг.) этап характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров для туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.
5. Переходный (с 1990 г.) этап приобрел некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ:
а) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;
б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству; активное развитие малых и средних туристских предприятий;
в) переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;
г) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе.[3]
Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно возросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались.
В конце 1950-х–начале 1960-х гг. Верховные Советы всех союзных республик СССР, в том числе России, приняли законы об охране природы своих республик. На Украине, в Молдавии, в Белоруссии, Литве, Азербайджане, Грузии, Армении и других республиках СССР были созданы государственные комитеты по охране природы. С конца 1960-х годов в СССР были приняты законы, регулировавшие охрану земель, недр, вод, лесов, атмосферного воздуха и животного мира. С середины 1970-х годов началась на государственном уровне практика планирования природоохранной деятельности, т. е. охрана природы вошла в общий процесс хозяйственной деятельности социалистическою толка. С 1974 г. начали разрабатывать государственные планы охраны природы. В 1970–1980-е гг. постепенно сложилась практика обязательного включения раздела «Охрана природы» или «Охрана окружающей природной среды» в плановые, проектные, градостроительные документы и работы всех территориальных уровней. В 1980-е гг. для разных частей страны были разработаны Территориальные комплексные схемы охраны природы (ТКСОП).[4]
Другие статьи
Проблемы сотрудничества и интеграции стран СНГ на современном этапе
В спокойные времена, когда исторический процесс
находится в эволюционной фазе и представляет собой цепь рутинных событий,
полтора десятилетия это едва уловимый миг. Однако в декабре 1991 г. произошел поистине революционный взрыв, сокрушивший одну из двух мировых держав - Советский
Союз. Н ...