Транспортный комплекс Центрально-Черноземного района
Центрально-Черноземный район занимает весьма выгодное транспортно- географическое положение, и обладает развитым транспортным комплексом: по густоте транспортной сети он существенно превышает средние показатели по России. Основные виды транспорта – железнодорожный и автомобильный; в районе также получили развитие речной, трубопроводный и авиационный виды. Через район проходят большие потоки транзитных грузов, отражающие связи северных и центральных районов с южными, восточными и западными. Последние годы сильно возрос поток грузов из самого ЦЧЭР, связанный с развитием территориально-производственного комплекса Курской магнитной аномалии (ТПК КМА )(железная руда, черные металлы, минерально-строительное сырье). Поэтому пропускная способность отдельных линий уже недостаточна, техническая оснащенность транспорта слабая, необходимо улучшение взаимодействия различных видов транспорта в регионе.
В Центральном Черноземье сложилась транспортная сеть, конфигурация которой напоминает решетку. Ее основу составляют меридиональные и широтные магистрали межрайонного значения 4 меридиональные (Брянск — Харьков, Орёл — Харьков, Елец — Валуйки, Грязи — Миллерово) и 3 широтные (Сухиничи — Тамбов, Елец — Поворино, Ворожба — Отрожка) железно-дорожные магистрали с многочисленными соединениями и ответвлениями. По юго-восточной окраине проходит линия Валуйки — Поворино, обеспечивающая выход из Донбасса. Ввоз грузов в районе преобладает над вывозом. Ввоз определяют уголь, нефтегрузы, минеральные стройматериалы, лесные грузы; вывоз — железная руда, цемент, прокат чёрных металлов, различные судоходные грузы.
Велика транзитная функция транспортной сети. Большую работу в перевозках выполняют железные дороги. Плотность их сети здесь намного больше, чем в среднем по России, и составляет 27,4 км на 1000 км2. Плотность сети автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием — 179 км на 1000 км2, что в 6 раз больше, чем в среднем по России через территорию района проходят автомагистрали международного значения: Москва — Симферополь (через Курск), Москва — Кавказ, Москва — Волгоград (через Воронеж) и автомагистрали Харьков — Волгоград и Брянск — Волгоград (через Воронеж); по автодорогам местного значения перевозятся руда и флюсы на металлургические комбинаты, строительные материалы, сахарная свекла, зерновые. Большое влияние на перевозочный процесс оказывает трубопроводный транспорт, имеющий разветвленную сеть продуктопроводов. Наиболее крупные из них: Уфа -- Западное направление, Самара -- Брянск, Стальной Конь -- Западное направление, Никольское -- Воронеж -- Белгород -- Сумы. Кроме того, через Центрально-Черноземный район проходит нефтепровод «Дружба», связывающий нефтедобывающие районы Среднего Заволжья со странами Европы, и газопроводы: Ставрополь -- Москва, Уренгой -- Помары -- Елец -- Ужгород.
ОАО "Авиакомпания Воронежавиа" является практически единственным предприятием гражданской авиации в Центрально-черноземном регионе, осуществляющим внутрироссийские и международные перевозки. С учетом предполагаемого сокращения международных аэропортов, аэропорт "Воронеж" может остаться единственным в регионе, имеющим статус международного. Деятельность авиакомпании в 2001 и 2002 годах характеризуется как стабильная. Статистическая отчетность показывает, что наряду с ухудшением некоторых показателей, определяемых спросом на авиауслуги, отмечается улучшение качественных показателей. Финансовое состояние авиакомпании устойчивое. Доходы авиапредприятия в 2002 году составили 226 млн. руб., что больше предыдущего года почти на 30 процентов, при этом прибыль составила 7 млн. руб.
Речной транспорт развит слабо. Судоходство осуществляется по Дону, Хопру и Северному Донцу. В 2001 г. всеми владельцами речных судов (на государственной и коммерческой основе) было перевезено 0,18 млн.т.
Другие статьи
Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна
Угольная промышленность
считалась базовой отраслью советской промышленности и на ее дотирование государство тратило значительные средства.
Либерализация цен в январе 1992 г. не коснулась угольной отрасли, поскольку
цены на энергоносители были заморожены. Искусственное
сдерживание цен ...