Покорение Южного полюса
На 1910 год Амундсен планировал трансполярный дрейф через Арктику, который должен был начаться у берегов Чукотки. Амундсен рассчитывал первым достигнуть Северного полюса, для чего ещё в 1907 году добился поддержки у Фритьофа Нансена. Парламентским актом судно «Фрам» (норв. Fram, «Вперёд») было предоставлено для экспедиции. Бюджет был весьма скромен, составляя около 250 тыс. крон (для сравнения: у Нансена в 1893 г. было 450 тыс. крон). Планы Амундсена были неожиданно разрушены заявлением Кука о покорении Северного полюса в апреле 1908 года. Вскоре о покорении полюса заявил и Роберт Пири. На спонсорскую поддержку больше не приходилось рассчитывать, и тогда Руаль решается покорить Южный полюс, за достижение которого тоже начинала разворачиваться гонка.
К 1909 году «Фрам»(рисунок 3) был капитально перестроен, но уже предназначался для новой экспедиции. Все приготовления держались в тайне: о планах Амундсена, кроме него самого, знали его брат-адвокат Леон Амундсен и командир «Фрама» — лейтенант Торвальд Нильсен. Приходилось идти на нестандартные решения: значительная часть провианта для экспедиции была поставлена норвежской армией (предстояло испытать новый арктический рацион), лыжные костюмы для членов экспедиции были сшиты из списанных армейских одеял, армия предоставила палатки и проч. Единственный спонсор нашёлся в Аргентине: за счёт средств магната норвежского происхождения — дона Педро Кристоферсена, был закуплен керосин и множество припасов. Его щедрость позволила сделать Буэнос-Айрес главной базой «Фрама». Позднее в его честь была названа гора в составе Трансантарктического хребта.
Перед отплытием, Амундсен отправил письма Нансену и королю Норвегии, где объяснял свои мотивы. По легенде, Нансен, получив письмо, вскричал: «Глупец! Я предоставил бы ему все мои расчёты» (Нансен в 1905 году собирался совершить экспедицию в Антарктиду, но болезнь жены вынудила его отказаться от планов).
Личный состав экспедиции был разделён на два отряда: судовой и береговой. Список приводится по состоянию на январь 1912 год.
Рисунок 3. «Фрам» под парусами
Береговой отряд:
- Руаль Амундсен — начальник экспедиции, начальник санной партии в походе к Южному полюсу.
- Олаф Бьоланд — участник похода к Полюсу.
- Оскар Вистинг — участник похода к Полюсу.
- Йорген Стубберуд — участник похода к Земле короля Эдуарда VII.
- Кристиан Преструд — начальник санной партии к Земле короля Эдуарда VII.
- Фредерик Яльмар Йохансен — участник экспедиции Нансена в 1893—1896 гг., из-за конфликта с Амундсеном не вошёл в полюсный отряд.
- Хельмер Хансен — участник похода к Полюсу.
- Сверре Хассель — участник похода к Полюсу.
- Адольф Хенрик Линдстрём — кок и провиантмейстер.
Команда «Фрама» (судовой отряд):
- Торвальд Нильсен — командир «Фрама»
- Стеллер — матрос, немец по национальности.
- Людвиг Хансен — матрос.
- Адольф Ульсен — матрос.
- Карениус Ульсен — кок, юнга (самый молодой участник экспедиции, в 1910 г. ему было 18 лет).
- Мартин Рихард Рённе — парусный мастер.
- Кристенсен — штурман.
- Хальворсен.
- Кнут Сундбек — швед по национальности, судовой механик (инженер, создавший дизельный двигатель для «Фрама»), сотрудник фирмы Рудольфа Дизеля.
- Фредерик Яльмар Ертсен — первый помощник командира, лейтенант ВМФ Норвегии. Исполнял также обязанности судового врача.
Другие статьи
Прогнозирование региональной экономики
Определяющую роль в формировании и развитии экономически любого
современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в
рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных
механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социально ...