Геополитическое положение РФ на современном этапе.
После распада СССР геополитическое положение России существенно изменилось. Появился ряд неблагоприятных его черт. Во-первых
, значительны территориальные потери – свыше 5 млн. км. Это в основном наиболее благоприятные с природно-климатической точки зрения регионы. Во-вторых
, на западе появилась своего рода «буферная» зона, отделяющая территорию России от стран Западной и Восточной Европы, с которыми ранее были налажены тесные внешнеэкономические связи. Значительная часть экспортно-импортных операций страны осуществляется через транспортные транзитные узлы других государств. За транзит экспортных грузов наша страна ежегодно выплачивает миллиарды долларов и несёт заметные экономические потери. Это касается, прежде всего, экспорта природного газа через территорию Украины и нефти через порты стран Балтии. Исходя из складывающейся политической ситуации в Европе, экспорт этого стратегического сырья в ближайшем будущем может попасть под контроль НАТО, учитывая стремление некоторых государств, стать его членами. Такая геополитическая ситуация, в частности, вынудила строить новые экспортные газопроводы через территорию Беларуси, с которой у нас создаётся союзное государство и Польши.
В-третьих,
Россия лишилась ряда крупных и современных морских портов на Балтийском и Черном морях, через которые традиционно прежде осуществлялись внешнеэкономические связи. На Балтике остались порты в Санкт-Петербурге и «анклавном» Калининграде, на Чёрном море – в Новороссийске и Туапсе, что вынуждает строить новые и существенно расширять действующие порты. В-четвёртых, как было отмечено выше, границы России с большинством бывших союзных республик, а у них – с другими государствами остаются фактически «прозрачными». Через них идёт поток контрабанды, оружия, наркотиков, нелегальных иммигрантов. В-пятых
, распад СССР привёл к тому, что большое количество этнических россиян (русские, татары, башкиры и другие народы, имеющие в России свои государственные образования) оказалось за рубежом страны, что стимулирует их масштабную миграцию в Россию, вызывающую определённые социально-экономические проблемы. Кроме того, рассечены оказались некоторые российские транспортные коммуникации (Транссиб, Средне- и Южно-Сибирская железнодорожные магистрали, системы трубопроводов, линии высоковольтных электропередач Сибирь – европейская часть страны). В-шестых
, центробежные (сепаратистские) тенденции советского периода находят продолжение в современных геополитических условиях России, в частности в северокавказском регионе. Вместе с тем за прошедшие годы распада СССР десятилетие в определенной степени изменились мировые геополитические реалии в самой России, появились положительные черты экономико-географического и геополитического положения страны. Россия оказалась в «фокусе» экономических связей Старого (Европа) и Нового (Северная Америка) Света и стран нового мирового экономического «полюса роста» - Восточной Азии ( Япония, Китай, Южная Корея, Малайзия, Филиппины, Тайвань и др.). Территории России пересекают кратчайшие транзитные пути в направлении Восток – Запад (Европа), Север (европейские страны Балтийского региона ) – Юг (страны Южной Азии, Ближнего и Среднего Востока): трансполярные авиамаршруты, связывающие страны Северной Америки и Азии. Всё это в перспективе может способствовать превращению России в крупнейший транзитный регион мирового значения и стимулировать её экономическое развитие (учитывая наличие крупнейшего природно-ресурсного потенциала).
Другие статьи
Народы Средней Азии и Казахстана
Средняя Азия и Казахстан – один интереснейших районов. Исторически
Средняя Азия была, по крайней мере в своих южных частях, близка к центрам южных
цивилизаций и подверглась их влиянию.
Среднюю Азию можно разделить на 2 основные
физико-географические зоны, и это деление отразилось на и ...