Последствия рыночных преобразований для развития электроэнергетики страны
В период рыночных преобразований в России электроэнергетика сдерживала общеэкономический спад. Еще в 1980-х годах в электроэнергетике страны стали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии. Из всех отраслей реального сектора падение производства именно в этой отрасли было наименьшим. Вместе с тем, поскольку энерготарифы и после либерализации цен в 1992 г. регулировались государством, энергетика играла своеобразную роль тормоза – «якоря инфляции издержек» [13, с. 12]. Уже в 1990-е годы, в период общеэкономического кризиса в России, объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился. Общая ситуация в отрасли характеризовалась следующими показателями:
- по технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах;
- отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, электросбережению;
- в отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, существовала вероятность крупных аварий. Именно тогда к Дальнему Востоку, Камчатке, Архангельской области прилипло название критических (по энергоснабжению) регионов;
- отсутствовала платежная дисциплина, распространены неплатежи;
- предприятия отрасли были информационно и финансово «не прозрачными»;
Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить объем инвестиций в отрасли. В противном случае, при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества, российские предприятия проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны [18].
В 1992 году принимается решение об акционировании региональных государственных энергосистем и создания Российского акционерного общества энергетики и электрификации – РАО «ЕЭС России», которое унаследовало большую часть прежних единых советских электроэнергетических систем [14, с. 161].
На сегодняшний день структура российской энергетики представлена в Приложении 1.
На РАО ЕЭС и его дочерние компании приходится 78% мощностей по производству электроэнергии. Более 700 крупнейших электростанций, находящихся по контролем РАО ЕЭС, подключены к линиям высоковольтных передач, что составляет 84% мощности всех электростанций страны. [5, с. 40-41].
Хотя РАО «ЕЭС России» в начале 90-х годов называлось акционерным обществом, по сути, оно все еще работало как министерство энергетики. Электроэнергия и тепло не продавались, а поставлялись потребителям. В результате в 1998 г. в состоянии банкротства оказались более 20 дочерних энергокомпаний РАО. В целом холдинг балансировал на грани убыточности.
Другие статьи
Стратегия экономического развития регионов РФ
Следует начать с констатации того, что федеральная
политика в отношении регионов строилась предыдущие годы на платформе
выравнивания социально-экономического развития регионов. Политика выравнивания
была обусловлена рядом обстоятельств.
Тема важности и способов разработки региональной
...