Интернационализация украинской экономики
Но несмотря на относительное уменьшение роли России как торгового партнёра, она остаётся для Украины главным экспортёром (20,7% товаров и 60% услуг) и импортёром (47,6% товаров и 18,8% услуг). С учётом структуры взаимной торговли украинская экономика становится всё более уязвимой из-за очевидной монозависимости.
В целом сохраняется нерациональная структура товарного экспорта, в котором доминируют товары с невысоким уровнем добавленной стоимости и энергоемкие товары, что приводит к его нестабильности из-за довольно изменчивой ценовой конкуренции в соответствующих сегментах международного рынка. Структура экспорта услуг носит фактически «монокультурный» характер — с доминированием транспортных услуг (84,9%) и весьма ограниченным использованием потенциала экспорта их прочих видов. Наряду с этим наблюдается улучшение структуры импорта товаров благодаря увеличению доли машин и оборудования и уменьшению — энергоносителей, ее более широкая диверсификация по сравнению с экспортной структурой. Вследствие более значительного сокращения импорта по сравнению с экспортом смягчается проблема отрицательного сальдо торгового баланса.
Украина крайне неудовлетворительно использует потенциал прямых иностранных инвестиций, самых надежных в условиях международной финансовой нестабильности. Дело не только в том, что предложение прямых инвестиций на международном рынке сравнительно невелико — ежегодный объем свободных инвестиционных ресурсов оценивается всего в 140—150 млрд. дол., из которых до 70% вкладывается в страны Юго-Восточной Азии, а инвестиционный спрос в целом почти в 200 раз превосходит предложение. Даже при благоприятной конъюнктуре украинская экономика пока не в состоянии принимать и эффективно использовать крупный иностранный капитал. За 1992-1998 гг. в экономику Украины было привлечено всего около 2,8 млрд. дол. прямых иностранных инвестиций, или 55 дол. на душу населения. Это значительно меньше по сравнению со многими развивающимися странами и странами с переходными экономиками (Словения — 2000 дол., Венгрия — 1882, Чехия — 1040, Эстония — 933, Польша — 832) и на порядок меньше оцененных зарубежными и местными специалистами потребностей украинской экономики (по их расчетам, в течение последних 5 лет необходимо было привлечь не менее 40 млрд. дол.).
Характерно, что относительно значительными инвесторами украинской экономики остаются США (в 1998 г. — 509,1 млн. дол.), Нидерланды (264,1 млн. дол,), Германия (213,8 млн. дол.) и Великобритания (209,2 млн. дол.). Однако показательно и то, что реализация только проекта «АвтоЗАЗ-ДЭУ» вывела Южную Корею на 5-е место среди крупнейших инвесторов (186,2 млн. дол.).
Для Украины характерна сложная демографическая ситуация, поэтому трудовые международные миграционные процессы
достаточно ощутимы для развития экономики. Официальные данные о внешней трудовой миграции (24,4 тыс. чел. в 1998 г.) серьезно недооценивают даже легальную миграцию. Например, к концу 1996 г. в Чехии было зарегистрировано 42100 действительных разрешений на работу для украинских граждан, в России в 1997 г. численность только долгосрочных трудовых мигрантов и вахтовиков из Украины составила свыше 1,2 млн. чел. Согласно оценкам центра «Демократические инициативы», не менее 5 млн., а по другим источникам — свыше 7 млн. граждан Украины с большей или меньшей периодичностью выезжают за границу на временные работы. Несмотря на определенные положительные влияния, — ослабление давления безработицы на внутренний рынок, снижение социальной напряженности, дополнительный источник валютных поступлений и др., — трудовая эмиграция имеет отрицательные последствия; это, например, потеря наиболее конкурентоспособной части трудового и интеллектуального потенциала, появление политических и экономических претензий отдельных стран, злоупотребления и обман украинских граждан сомнительными фирмами при трудоустройстве за границей, использование их на низкоквалифицированных работах, дискриминация со стороны местного населения и пр. Численность легальных работников-иммигрантов существенно не влияет на рынок труда Украины, хотя и есть достаточно острая проблема нелегальной иммиграции.
Другие статьи
Гатчина
Га́тчина
(с 1923 по 1929 — Троцк, с 1929 по 1944 —
Красногварде́йск) — город (с 1796 года) в России, административный
центр Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
Численность
населения на 1 января 2010 года — 90 268 человек (самый населённый пункт
Ленингра ...