Гидрология шпаргалка
1.
Речные системы бывают: 1) древовидные (на равнинах), 2) центростремительный (притоки Амура, р Кума), 3) радиальные, 4) прямоугольные (горные реки), 5) перистые (молодые гор-е р-ны). Большую роль в заложении речной системы играет тектонический фактор, а послед-е развитие яв-ся последствием эрозионных и климат факторов.
2
. Всякая река состоит из главного ствола, питающегося от различных притоков, каждый из которых, течет по долине соответствующего ему размера. Все они вместе сообщаются друг с другом и имеют такую хорошую согласов-ть своих уклонов, что ни одна из них не присоединится на слишком высоком или слишком низком уровне. Законы Хортона: для рек были опр-ны числа-n, длины-L, уклон-I, по класс-и хортона- рекой 1го порядка наз элемен-е реки не имеющие притоков, реки 2го порядка принимают реки только 1го порядка и т.д. По хотону за длину реки каждого класса приним-я её протяженность от истока до слияния с рекой более высокого порядка. 1З) число потоков в речной системе зав от порядка потока и изм по закону убыв-й геометрич-й прогрессии. 2З) длина потоков в речной системе зав от порядка потокаи изм по закону возр-й геомет-й прогрс-и. 3З) уклон потока зав от порядка потока и изм по закону убыв геомет-й прогрс-и.
4
. Способность природных вод самовозобновляться и самоочищаться это происходит в следствии круговорота воды, водообмен мировой океан – суша. Мировой океан яв-ся поставщиком всех местных вод. 1386000км3 – запасы воды на земле, 96,5% мировой океан, 24000000км3 – во льдах, 23400000 –верхний слой земной коры 2км вниз, 300000км3 вечная мерзлота, 167400км3 –озера, 23000км3 –байкал, 11470км3 –болота, 45000км3 –сток рек.
5.
Водные ресурсы важный соцэконом фактор развития нашего об-ва, с ростом населения, про-ва растет и водопотребление (по прогнозам к 1й пол 21 столетия обьем водопотреб-я может привысить ежегодно возобновляемые водные ресурсы.
6.
Гидрология изучает св-ва гидросферы, процессы происх-е в водных объектах гидр-ры. Взаимодействие гидр-ры с окруж-ми сферами атм и лит-ры. Гидрология делится на гидр-ю суши и моря---океанология (изуч процессы в мир океане и взаим егос атм). Гидр-я суши делится по объектам иследования: 1)учение о реках, 2)озероведение, 3)болотоведение, 4)учение о ледниках, 5)подземные воды. По направ-м и методам ислед-я делится на науч дисциплины: 1)общая гидр-я, 2)гидрометрия (приборы для изм и набл) систематич-е изуч гидр-го режима водных обьектов, 3)гидрологические и водохоз-е расчеты, 4)гидрография описание конкретных водных обьектов, 5)гидрологические прогнозы. Методы – 1)стационарный, 2)экспидиционный, 3)эксперементальный-детальное изуч гидр-х пр-сов в лаб-рии или а природных усл, 4)теоретический.
14.
Класс-я ВП по конструкции 1)простые (реечные, свайные), 2)самопишущие, 3)дистанционные (передают инфу на большие расстояния до 300км).
15
. Расход воды зимой изм 1 раз в декаду, во время дождей и снеготаяния ведутся учащенные изм. Строится график связи уровней и расхода воды для получ-я еж уровня, эта зав-ть может нарушится из за: деформации русла, зарастание русла раст-тью, при переменном подпоре, плотины, ледовые яв-я. Метод интерполяции, Метод зимних переходных коэф-в (отношение зимнего расхода к летнему при одном уровне на основании расчитаных величин Кзим=90з/120л, Метод изм вертушкой, Поплывковые методы.
17.
Глубинные поплавки используются для изм скоростей малых водотоков (если нет вертушки),также используют для опр границ мертвого пространства, изм делаются в завис-ти от глубины если h>0,5м то 0,2h и 0,8h.
20.
Гидрометеорологические факторы: 1)запасы воды в снеге и хар-р его распределения по территории, 2)выпадение жидких осадков в период весеннего снеготаяния, 3)t возд, Р, 4)глубина промерзания и степень влажности почвы, 5)образ-е ледяной корки на водосборе. Гидромеханические факторы: опр усл добегания воды до нулевой сети и замыкающего створа, все физикогеограф-е и морфомет-е хар-ки реч системы. Хар-ки весеннего половодья: продолжит-ть подьема и спада. Вес половодье движется с юго-запада на северо-восток. Мах расход держится на реках 1-2 дня, объем стока может быть 50-80% от общегод-го.
22.
Класс-я Зайкова 1)реки с весенним половодьем: казакстанский тип, восточно-европейский, западно-сибирский, восточно-сибирский, алтайский; 2)реки с половодьем в теплую часть года: дальневосточный, тяньшаньский; 3) реки с паводочным режимом: крымский, причерноморский, северо-кавказкий.
24
. Для рек где отсутствуют высокогорные снега и ледники: >80-чисто S, R, U; 50-80%-преимущественно S, R, U; <50-смежна с преобладанием S, R, U.(если на 1 из источников питания приходится >80% то река относится к типу чисто дождевое или чисто снеговое или с чисто подземным пит. Для ледниковых рек: >50 S, R, U, L; 25-50 S, R, U, L; <25 S, R, U, L тоже самое.
Другие статьи
Школьные географические олимпиады
Олимпиада один из самых лучших
путей выявления познавательного интереса учеников к географии. Школьные
олимпиады по географии – это массовый вид соревнований учащихся, цель
проведения которых – вовлечение большего числа учеников во внеклассную работу
по данному предмету, повышение их инт ...