Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
Задачи контроля в области охраны окружающей природной среды состоят в обеспечении соблюдения требований законодательства об охране окружающей природной среды всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и подчинения. Государственный экологический контроль и надзор состоят в наблюдении за состоянием окружающей природной среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, а также за соблюдением требований природоохранных норм и правил. Следует учитывать, что по своей юридической природе это административный контроль и надзор, так как их задачи и соответствующие им функции на практике реализуются исполнительными органами и их должностными лицами. Природоохранное законодательство и иные правовые нормы, действующие в данной сфере, выделяют полномочия соответствующих государственных органов по осуществлению государственного экологического контроля и надзора, экологического мониторинга и экологической экспертизы.
Мониторинг окружающей среды — это система наблюдений, сбора, обработки, передачи, охраны и анализа информации о состоянии окружающей среды, прогнозирование ее изменений и разработка научно обоснованных рекомендаций для принятия решений о предупреждении негативных изменений состояния окружающей среды и соблюдение требований экологической безопасности.
Государственная экологическая экспертиза — специфический вид экологического контроля, целью которого является предупреждение отрицательного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельных территориях и объектах.
Экспертизе подлежат проекты законодательных и иных нормативно-правовых актов, предпроектные, проектные материалы, документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, отрицательному влиянию на состояние окружающей среды, созданию угрозы здоровью людей. Объектами экологических экспертиз могут быть экологические ситуации, которые имели место в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, имеющие значительное отрицательное влияние на состояние окружающей природной среды и здоровье людей. Экологическая экспертиза проводится согласно требованиям Закона Украины «Об экологической экспертизе» от 5 февраля 1995 года.
Экспертный вывод содержит оценку объекта экспертизы и вывод о допустимости и возможности его реализации. Отрицательное решение влечет за собой доработку материалов по объекту и направление их на повторную экспертизу.
Экологический контроль, мониторинг и экспертиза составляют главное содержание государственной службы наблюдения за состоянием природной среды. В связи с реорганизацией системы центральных органов исполнительной власти в настоящее время названную государственную службу представляют Минэкоресурсов, Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, Министерство аграрной политики, Министерство здравоохранения, Госкомлесхоз, Госком-водхоз, Госкомзем, их органы на местах, а также предприятия, учреждения и организации, относящиеся к сфере их управления, и являются субъектами системы мониторинга по общегосударственным и региональным (местным) программам, программ реализации соответствующих природоохранных мероприятий, оценки и прогнозирования состояния окружающей среды в результате реализации хозяйственной деятельности.
Указанные органы осуществляют, в пределах своей компетенции, государственный геологический контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр и водных объектов; ведут наблюдение за состоянием недр и мониторинг водных объектов; обеспечивают контроль за использованием недр пользователями и водопользователями за выполнением условий лицензий и пресекают самовольное использование недр и водных объектов; осуществляют государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, проектно-сметной документации на проведение работ по геологическому изучению недр; осуществляют надзор за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений водохранилищ, накопителей сточных вод; обеспечивают контроль за уровнем загрязнения подземных вод; ведут государственный мониторинг водных объектов, а также государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных объектов; участвуют в организации проведения государственной экологической экспертизы по объектам, связанным с использованием природных ресурсов и влиянием на природную среду; проводят государственный надзор за состоянием ядерной и радиационной безопасности в государстве, контролируют разработку и реализацию мероприятий, направленных на предупреждение аварий на ядерных установках и обеспечение готовности к ликвидации их последствий.
Другие статьи
Демографическая ситуация в Российской Федерации на современном этапе
Вряд ли кто-нибудь задумывается, что широко употребляемое слово
«народонаселение» возникло как научное понятие. Появление понятия
«народонаселение» связно со специальной наукой и название этой науки впервые было
употреблено и вошло в повседневность в середине прошлого столетия - эта наука ...