Изменения в политической системе и политической жизни в стране
Демократическая политическая система.
Статья 1 Конституции России говорит, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Таким образом, Конституция РФ провозглашает Россию демократическим государством. Безусловно, с одной стороны, трудно назвать Россию таковой, но, с другой стороны, рассуждая от противного, нельзя утверждать, что основные элементы демократии в нашей стране отсутствуют.
Так, реально осуществляется свобода слова (ст. 29 Конституции РФ), граждане могут избирать и быть избранными (ст. 32), существует идеологическое многообразие (ст. 13) и т. д. Всё это несомненно существует, вопрос же о качественном развитии институтов демократии часто встаёт даже в государствах, где её корни уходят далеко в глубь их истории.
С другой стороны, в последнее время наметились, мягко говоря, неоднозначные тенденции, например, в системе выборов. Так, если избрание глав регионов с помощью, фактически, выборщиков может быть объяснено исторической необходимостью, то скорая невозможность граждан избирать своих представителей в ГД РФ от своего региона и всеобщий переход к партийным спискам явно отстраняет граждан от участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32).
Необоснованным также приходится признать и повышение с 5 до 7% проходного балла для политических партий в ГД РФ, хотя в нижней палате и не может быть менее четырёх партий.
Сокращение числа негосударственных или малоподконтрольных государству СМИ также вызывает опасение, поскольку это является умалением значения ст. 28, которая гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру.
Развитое гражданское общество (ГО).
Признаками ГО являются:
а) верховенство права и закона;
б) гарантированность правового статуса личности;
в) взаимная ответственность государства и личности;
г) повышение авторитета и роли суда, расширение сферы судебной защиты прав граждан;
д) низкий уровень преступности;
е) реализация принципа разделения властей.
Безусловно, положительным является тот факт, что прямо или косвенно условия вышеперечисленных признаков закреплены в Конституции РФ (а – ст. 19, б – ст. 17, е – ст. 10). Негативным же необходимо признать, что:
а) верховенство права и закона зачастую происходит выборочно в зависимости от социального положения гражданина;
б) гарантированность правового статуса личности повсеместно нарушается, а механизмы пресечения данного явления работают крайне не эффективно;
в) официальный уровень преступности по-прежнему остаётся весьма высоким, даже не учитывая практику нерегистрации преступлений;
г) происходит явный перекос власти исполнительной по сравнению с другими.
Принимая во внимание возрастающую коррупцию в судебно- правоохранительной системе, тем не менее необходимо отметить расширяющуюся практику использования суда присяжных (ст. 47). Но касательно этого вопроса мы переняли лишь форму, но на Западе присяжные во время процесса изолированы от внешнего мира с целью принятия ими обдуманного и самостоятельного решения. В России же подобного не существует, не случайно поэтому в последнее время в СМИ всё чаще появляются сообщения о давлении на присяжных и их коррумпированности.
Таким образом, в современной России ГО находится в зачаточном состоянии, можно говорить лишь о наличии его элементов, а не всего их комплекса в целом.
Компромисс основных политических сил относительно целей и путей развития общества.
По вопросу целей развития общества в России действительно существует компромисс. Основные политические силы не заявляют, что необходимо строить коммунизм, социализм, капитализм и т. д., все понимают, что вместо этого нужно строить школы, больницы, мосты, дороги… Все весомые партии и организации целью своей ставят построение демократического правового социального государства с гражданским обществом. Относительно же путей достижения данной цели у властвующей элиты существуют разногласия. На мой взгляд, все они лежат в области экономики (а не политической идеологии, что уже положительно). Принципиально это выглядит следующим образом.
Во-первых, исполнительная власть поддерживает экономическую модель развития Фридмана, базирующейся на сдерживании инфляционного роста, в то время как ведущие экономисты на первое место ставят повышение заработной платы и производительности труда.
Во-вторых, Президент и Правительство декларируют невозможность пересмотра итогов приватизации, в то время как некоторые оппозиционные партии («Родина», КПРФ) выступают за пересмотр, но в рамках законодательства, действовавшего в 1990-е годы.
Другие статьи
Экономика Франции
Среди стран Западной Европы
принято выделять ведущие государства, входящие в «Большую семерку». К их числу
относятся:
·
Великобритания;
·
Япония;
·
Канада;
·
Германия;
·
Франция;
·
Великобритания;
·
Италия.
Да ...