Кенозерье
В современной историографии бытует мнение о Кенозерье как об одном из ранних очагов колонизации Русского Севера, связанном со Свирско-Онежско-Двинским путём - одним из магистральных путей новгородского движения на Север. Под понятием «Кенозерье» следует понимать Кенозерский национальный парк, образованный в 1991 г. на территории Плесецкого и Каргопольского районов Архангельской области. Освоение берегов Кенозера русскими людьми полностью совпадает с известными этапами колонизации Севера Новгородом и Ростовом Великим.
Первый период охватывает X - XIII вв. В это время на территории Кенозерья формируется сеть водно-волоковых путей, необходимая не только для освоения Кенозера, но и дальнейшего продвижения колонизации на северо-восток. Освоение территории на этом этапе преследовало промысловые цели и было ориентировано на пушную торговлю. Плотность населения территории в первый период была низкой, земледелие ограничено. В ХIV - ХVI вв. в освоении Кенозерья наступает новый этап. Сокращается значение охоты в связи с истреблением ценных пород пушного зверя. Колонизация на этом этапе направляется вглубь территории, на водоразделы. В это время окончательно формируется сеть волостей и погостов. В XVI в. процесс внутренней колонизации заканчивается. Значительно прочнее в ХIV-ХVI вв. становятся позиции христианства, что связано с начавшейся на Севере в XIV в. монастырской колонизацией и организацией сельских приходов. Каждое из направлений новгородской колонизации имело свои «монастырские» центры.
Старейший из них располагался у «Чёлмы-Горы» (Кирилло- Челмогорская пустынь) и основан был Кириллом, постриженником Новгородского Антониева монастыря. В этом монастыре Кирилл провёл шесть лет, после чего ещё три года «по пустыням и киновиям» скитался. Странствия Кирилла в его житии изображаются довольно стандартно, но цель их ясна: подвижник ищет именно «пустыню», уединённую, отдалённую от оживлённых путей.
В 1316 г. в устье реки Чёлмы (Лекшма) у Лёкшмозера Кирилл ставит небольшую келью для проживания и «так же храм молитвенных аже есть часовню».
Место для устройства пустыни Кирилл подобрал у реки и крупного озера, на ягодных и грибных местах, вблизи небольшой горы, которая защищала подвижника от северных холодных ветров. «Бяше место горы тоя не велико зело, но всяким ягодичием и древнем исполнено и вельмибе гора сия красива и никому же от человек прежде на ней пребывающу, и возрадовался Кирилл духом и возлюбил е зело».
Следуя традиции, составитель жития упоминает и о дьявольских соблазнах, и о «чуди белоглазой». Между тем, именно чудских племён, не обрусевших и не затронутых христианизацией в XIV в., на Лекшмозерье уже не было. Все селения уже русские, основанные прежними колонизационными потоками. Это подтверждается топонимикой и наличием «сторон» («на Труфановой стороне, на Орлове стороне»). Следуя традиции, составитель жития, и ещё вероятнее, «списатели» его в ХVIII-ХIХ вв., допустили противоречия в собственном изложении. Жители «окрест места сего», «зли суть и немилостивы», но в тоже время приходят к Кириллу «для пользы душевной» и за благословением, «благословения для» отдают ему часть рыбного улова. Житие упоминает о ссорах из-за лесных деревьев: крестьяне «начаша на горе той лес сещи .». Кирилл стыдит крестьян, вырубивших весь лес под пашню. Через четыреста лет с даром прозрения: он, якобы, предсказал и пожары, и польскую интервенцию. Вполне понятно, что сведения о чудесах и пророчествах способствовали популярности Кирилла и Челмогорской пустыни.
После Кирилла пустынь управлялась отдельными иеромонахами, при одном из них - Арсении в обители значится 24 человека, пашня, огороды, по названию построенной при нём же Успенской церкви с трапезной, пустынь называлась «Успенская на Чёлме». В 1429 г. построен Богоявленский храм с приделом Святой Екатерины, число монахов достигло 80 человек. Сам монастырь стал называться «Челмогорского отца нашего Кирилла».
В северных пределах Кенозерья центром монастырской колонизации была Кенская Пахомиева пустынь. Её основание в конце XV в. приписывали Пахомию, происходившему, вероятно, из земель новгородских. О его жизни в Новгороде и пути на Кенозеро достоверных сведений не сохранилось, умер Пахомий в 1515 г.
Кенская пустынь по сравнению с другими религиозными центрами Кенозерья была достаточно крупным землевладельцем в ХVI-XVII вв. Среди настоятелей Кенской Пахомиевой пустыни в 1559 г. упоминается Вассиан. При его игуменстве монастырские крестьяне рыбу вылавливают «от монастыря вверх по реке до Кенозера и на Кенозере лахту по Орлов-наволок да Пором-остров».
Процесс образования пустыней на территории Кенозерья был продолжен в XVII в. В северо-восточной части от Лекшмозера в 1640 г. монахами Александро-Ошевенского монастыря Сергием и Логгином была основана Хергозерская Макарьевская пустынь. Макарий Желтоводский и Унженский — не только известный церковный деятель начала XVII в. (основатель Макарьевского на Унже монастыря на Волге), но и путешественник, неоднократно бывавший на Севере. На Каргопольщине он был одним из самых почитаемых святых, считался покровителем скотоводства наряду с Власием.
Другие статьи
Индия
Индия - одна из
самых прекрасных стран мира. Пожалуй никакая страна не может сравнится с ее
богатейшей культурой, ее обычаями. И наверное, именно поэтому я решила
посвятить свой реферат Индии.
Уже с детства
каждый ребенок начинает узнавать, что-то о Индии. Сначала это всемирно
извест ...