Полупустынная зона
Полупустынная зона занимает южную, более расчлененную часть Тургайского плато и широкую полосу Казахского мелкосопочника в ее южной части, за исключением самых южных окраин.
На севере по Тургайской ложбине полупустынная зона вклинивается в степную вследствие распространения здесь засоленных палеогеновых отложений.
По сравнению со степной полупустынная зона получает большее количество солнечной радиации и значительно меньше осадков. Повышаются температуры, в особенности летние, увеличивается испаряемость, резко возрастает недостаток влаги. Еще более усиливается континентальность климата. Зима здесь суровая (средняя температура января — 16°, иногда морозы достигают 40°), лето жаркое (средние температуры июля 23-26° на западе и 18-23° на востоке). Годовое количество осадков составляет всего 200-225 мм, лишь в отдельных районах достигая 250-275 мм. Максимум осадков приходится на май. Лето жаркое и сухое. Это усиливает процессы физического выветривания и оказывает решающее влияние на развитие почвенного покрова и растительности.
Из-за малого количества зимних осадков толщина снежного покрова здесь еще меньше, чем в степной зоне (около 20 см); почва зимой промерзает.
Полупустынная зона располагается в основном к югу от оси отрога зимнего азиатского антициклона, поэтому зимой в ней господствуют не юго-западные ветры, как в степной зоне, а северо-восточные. Они достигают большой силы, вызывая перераспределение снежного покрова. Снег сдувается в понижения рельефа, в лощины, долины, откуда весной влага выносится в реки. Таким образом, накопившиеся за зиму осадки теряются для почвы и растений, что усиливает общий недостаток влаги. Сильные ветры дуют и в теплое время года.
Полупустынная зона в основном относится к среднеазиатской области внутреннего стока. Наиболее значительные реки — Тургай, Сарысу, Баканас, Аягуз. Режим рек в общем такой же, как в степной зоне, но они маловоднее, у них в еще большей степени выражены неравномерность стока и процессы летнего пересыхания и засолонения.
Озера в зоне полупустынь имеют обычно сильно минерализованную воду. Особенно много озер на Тургайском плато.
В гидрогеологических условиях полупустыни наблюдается сходство со степной зоной, но пластовые воды, как правило, здесь более засолены. На Тургайском плато они особенно засолены за счет гипсоносных и соленосных палеогеновых глин.
Растительный покров полупустыни в сравнении с растительностью степной зоны отличается обедненным видовым составом, разреженностью и меньшей высотой травостоя. Преобладают засухоустойчивые многолетники (главным образом типчак и полыни). На засоленных почвах распространены солянки. Встречаются эфемеры и эфемероиды (мятлик живородящий, тюльпаны).
Резко выражена сезонность развития растительности. Весной и в начале лета, когда в почве достаточно влаги, растения быстро развиваются, однако во второй половине лета большинство из них высыхает и выгорает.
Самой характерной чертой полупустынной зоны является комплексность почвенного и растительного покрова: на небольших по протяженности участках сочетаются фрагменты степных (в основе дерновинно-злаковых) и пустынных (полынных и солянковых) сообществ с соответствующим чередованием типов почв.
Основной фон почвенного покрова образуют светло-каштановые почвы. Они содержат от 2 до 3% гумуса, отличаются несколько повышенной щелочностью, которая указывает на слабую солонцеватость. Большей частью почвы карбонатны с поверхности; легкорастворимые соли до глубины 1 м отсутствуют. При орошении светло-каштановые почвы достаточно плодородны и могут быть использованы под сельскохозяйственные культуры без предварительной мелиорации.
На светло-каштановых почвах развиты типчаково-полынные сообщества с белой и сублессинговой полынью. Встречаются и ковыли (тырсик, тырса, ковылок). Значительную роль в растительном покрове, особенно в южной части зоны, играют ромашник, прутняк.
Другие статьи
Школьные географические олимпиады
Олимпиада один из самых лучших
путей выявления познавательного интереса учеников к географии. Школьные
олимпиады по географии – это массовый вид соревнований учащихся, цель
проведения которых – вовлечение большего числа учеников во внеклассную работу
по данному предмету, повышение их инт ...