Хлебопекарная и кондитерская промышленность
Особенность хлебопекарной, мукомольно-крупяной, кондитерской и макаронной промышленности - концентрация производственных мощностей на крупных предприятиях и наличие большого количества малых предприятий различных форм собственности.
В хлебопекарной отрасли на 990 предприятиях, а в мукомольно-крупяной - на 380 крупных мельницах и хлебозаводах сосредоточено до 90% мощностей по производству продукции.
С 1990-го по 2001 год производство хлеба и хлебобулочных изделий сократилось на 53%, макаронных изделий - на 30%, кондитерских изделий - на 38%. В то же время потребление хлебопродуктов на душу населения за эти годы сохранилось на уровне 119-120 кг в год.Хотя хлеб и хлебобулочные изделия - одни из основных продуктов питания в рационе российских потребителей, хлебобулочная промышленность по-прежнему остается одной из наименее привлекательных с точки зрения привлечения инвестиций отраслей, и эта ситуация вряд ли изменится к лучшему в ближайшие годы. Это связано с тем, что россияне предпочитают традиционные сорта хлеба, с государственным регулированием цен на хлеб, а также с традиционной локальностью производства и ориентацией производителей только на местные рынки. Рынок хлебобулочных изделий уже давно поделен, и производители к тому же не стремятся расширять географию сбыта своей продукции, так как многие руководители считают, что расширение сбыта в другие регионы только сократит и без того невысокую прибыль.
Многие предприятия для повышения своей рентабельности приняли решение работать в смежных отраслях, таких как кондитерская, и пытаются увеличить прибыль путем создания собственных сбытовых сетей. Это позволяет наиболее удачливым предприятиям повысить прибыль до 40%. Но все-таки главной проблемой для хлебобулочной промышленности является острый дефицит инвестиционных ресурсов. В 2001 году рост объемов производства макаронных изделий по сравнению с уровнем 2000 года составил 8,5%, а вот производство хлеба и хлебобулочных изделий сократилось на 4,7%. Несколько возросли объемы производства и в мукомольно-крупяной промышленности - 102,3% по сравнению с 2000 годом.
Макаронная отрасль России в 1999 году продемонстрировала чудеса роста на волне импортозамещения - на 30% выше уровня 1998 года. В 2001 году объем выпуска достиг 740 тыс. т. Аналитики полагают, что отечественные макароны практически достигли потолка спроса. Импорт, занимавший в производстве 1996-1997 годов серьезную долю рынка - 40%, за 1998-1999 годы резко снизился и сейчас, как правило, занимает весьма скромное место и специфические <ниши>. Многие российские фабрики после девальвации рубля резко набрали обороты, инвестировав средства в реконструкцию и покупку нового оборудования, что позволило серьезно расширить ассортимент и улучшить качество.
Сейчас на рынке макаронных изделий, по мнению представителей отрасли, наблюдаются две тенденции.
Первая - спрос на макаронные изделия перестал расти за счет того, что на рынок стали агрессивно продвигать смежные продукты: каши, готовые завтраки, лапшу быстрого приготовления.
Вторая характерная тенденция - концентрация на рынке: более сильные производители теснят поставщиков низкокачественной продукции.
Производство кондитерских изделий в 1997 году сократилось на 51,9% по отношению к 1990 году, и это произошло, несмотря на наличие высокого производственного потенциала отечественных предприятий. Положение кондитерской отрасли осложнилось в связи с тем, что более 60% используемого сырья - импортное. Из-за девальвации рубля в несколько раз сократились оборотные средства, предприятия задолжали зарубежным поставщикам за сырье, прекратились поставки сырья в кредит.
В 1998 году производство кондитерских изделий постепенно стало набирать темпы, и к 2002 году объем производства превысил уровень 1997 года на 31%. Проектные мощности российских кондитерских предприятий в общей сложности рассчитаны на 3 млн. т сладостей в год, однако реально в России сейчас выпускают более чем в 1,5 раза меньше (с учетом фабрик, принадлежащих западным компаниям).
Другие статьи
Народные промыслы Центрального района России
Человек
издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходится сталкиваться
в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее
практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его
творчестве всегда были не отделимы. Из самых простых ...