Особенности макроэкономической модели развития Франции
Вместе с тем высокие социальные гарантии предполагаются только в государственном секторе экономики. Заработная плата в частном секторе во Франции ниже, а социальные гарантии, свойственные государственному сектору, там не столь велики.
Различие между государственным и частным секторами экономики существуют не только в уровне заработной платы и социальных гарантий. Традиционно экономической идеологией страны было поощрение занятости в государственном секторе и едва ли не отрицательное отношение к частному предпринимательству. Наиболее престижной до сих пор считается государственная служба, на которую стремятся поступить все французы, а желающих заняться частным предпринимательством или работать в частной фирме насчитывается не так уж и много. Высшие учебные заведения страны ориентировались в первую очередь на профессиональную подготовку государственных служащих. Научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР) государство также оказывает приоритетную поддержку и субсидирует преимущественно общественный сектор, а венчурный бизнес – реальный двигатель научно-технического прогресса и прикладных технологий – поощряется недостаточно. телескоп
Отсутствие должного внимания государства по отношению к развитию технологической базы объясняется еще и тем, что государственные служащие не слишком заинтересованы в повышении качества своей работы, в высвобождении путем применения новой техники и новых методов управления высокооплачиваемых рабочих мест в общественном секторе. Таким образом, французская модель менеджмента страдает своей неэффективностью, поощряя произвол и коррупцию в среде государственных чиновников, и серьезно сдерживает научно-технический прогресс и предпринимательскую активность в обществе.
Состояние государственных финансов во Франции довольно благоприятно. Основные финансовые показатели страны удовлетворяют требованиям Маастрихтских критериев валютной конвергенции в 3% дефицита бюджета и 60% государственного долга по отношению к ВВП (соответственно, - 2,5% и 58,9% ВВП в 1999г.). Однако при сохранении наметившихся тенденций социальная рыночная система Франции способна через какое-то время вызвать ухудшение этих показателей. Ожидаемое замедление темпов экономического роста в связи с мировым спадом хозяйственной конъюнктуры в самом начале XXI в., рост количества пенсионеров и уровня социальных гарантий населения – все это чревато нарушением сложившегося баланса финансовой системы станы и давлением на курс евро, если в экономический курс правительства вовремя не будут внесены необходимые изменения.
Сложившаяся система социального рыночного хозяйства Франции, неблагоприятно влияет на конкурентоспособность Франции в мировой, а также европейской экономике. Высокая стоимость французской рабочей силы нередко делает производство во Франции невыгодным и для национальных, и для зарубежных компаний. Капитал стремится покинуть Францию и найти страну с более благоприятным уровнем налогообложения и боле гибким рынком труда. Даже французские граждане с высокими доходами предпочитают выбирать в качестве налоговых юрисдикций резидентства соседние государства с более низким уровнем подоходных и социальных налогов. Таким образом, и на официальном, и на бытовом уровне французы осознают необходимость перемен в сложившейся системе макроэкономического регулирования, и в конце 1990-х гг. попытка таких преобразований в народном хозяйстве Франции была предпринята.
Другие статьи
Топливно-энергетический комплекс России. Состав, значение в хозяйстве, проблемы развития, ТЭК
Развиваясь, человечество начинает
использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию,
солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные
источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики
сегодня играют топливные ре ...