Под Красное знамя
Типография Жариновых, в которой печаталась газета «Бузулукский вестник», была закрыта.
Несмотря на разгул реакции, в Бузулуке и уезде один за другим возникают социал-демократические кружки и группы. В конце 1910 года такая группа была создана в депо станции Бузулук. Ее организовал помощник мастера Н. Е. Серебряников, приехавший из Сормова.
16 декабря 1911 года жандармское управление получило сообщение о том, что в Бузулуке на мельнице братьев Чемодуровых имеется социал-демократический кружок. Во главе его стоит табельщик Т. В. Симашев, который ведет переписку с социал-демократами, живущими в эмиграции за границей. Членами кружка являются рабочие Ф. И. Шерстнев и Ф. А. Ежков.
В августе 1917 года в Бузулук приехал представитель Самарского губкома партии Алексей Петрович Галактионов. Его хорошо знали в городе. Он родился в селе Александровна Бузулукского уезда (ныне Грачевского района) в семье кузнеца. Потом, когда подрос, работал в Бузулукском паровозном депо. При его участии 2 октября была создана первая в городе большевистская ячейка на станции Бузулук. Железнодорожники, а их было с семьями около трех тысяч, были главной силой рабочего класса Бузулука, главной революционной силой. В ячейку вошли 25 человек. Первым ее председателем был избран Емельян Иванов. В состав ячейки входили В. А. Болотин, И. М. Старожилов, И. Н. Саградьянц, Н. К- Сергеев, Е. Титов и другие рабочие-железнодорожники.
Бузулукские большевики хорошо понимали, что предстоит еще упорная борьба за власть Советов. Во второй половине сентября они создают красногвардейскую боевую дружину. Ее командиром стал машинист Василий Андрианович Болотин. Дружина была сильной, в нее входило 160 человек.
Сын крестьянина-бедняка из села Палимовки Василий Болотин в двенадцать лет пошел работать слесарем в депо станции Бузулук. После службы в армии вернулся в город с лычками унтер-офицера. Такое сочетание качеств мастерового и военного человека очень пригодилось в деле. Под его руководством рабочие паровозного депо соорудили самодельный бронепоезд — из обшитого броневыми листами паровоза и трех металлических полувагонов с бойницами для орудия и нацеленных во все стороны пулеметов.
Дружина Болотина разоружала проходившие через станцию Бузулук воинские зшелоны и особенно казачьи полки. Если кто-то пытался сопротивляться, навстречу выходил бронепоезд. Его грозный вид дей-:твовал отрезвляюще. Даже самые строптивые сдавали оружие.
Часть его потом, 20 декабря по поручению прибывшего в Бузулук чрезвычайного комиссара по борьбе с дутовщиной Петра Алексеевича Кобозева, машинист станции Бузулук большевик Феодосии Кравченко тайком, в тендере паровоза под водой перевез в Оренбург. Доставленные таким путем три пулемета, 89 винтовок, ящики с патронами и пулеметными лентами очень пригодились для вооружения рабочих Главных железнодорожных мастерских, которые в подполье готовились к борьбе с дутовцами.
Спустя два дня после победы Великой Октябрьской социалистической революции в Петрограде 10 ноября (28 октября по старому стилю) на объединенном заседании Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, городской думы и земской управы была провозглашена Советская власть в Бузулуке и создан первый военно-революционный комитет. Его возглавил машинист Петр Григорьевич Бебин.
Ревком располагался в центре города, в здании, где была электроводолечебница (улица Ленина, 41). Состав революционного комитета был очень разношерстым: 3 большевика, 2 меньшевика, 2 левых эсера, 2 правых эсера, 2 социал-демократа-интернационалиста, 2 максималиста. Отчасти это определялось составом населения города. В это [ время в Бузулуке было 28 тысяч жителей. Но рабочие составляли всего пять процентоз бузулучан. В основном это были железнодорожники, рабочие с завода Никитина, с мельницы братьев Чемодуровых, с других мелких предприятий, их было около трех десятков. Остальные — торговцы, трактирщики, кустари, ремесленники (в городе числилось 129 постоялых дворов, трактиров и чайных). Активно действовали 6 церквей и 3 монастыря.
Другие статьи
Угорщина
Подъем
сельского хозяйства и удовлетворение потребностей населения страны в
сельскохозяйственной продукции возможны за счет комплексной механизации и
последовательной интенсификации сельскохозяйственного производства. Это связано,
прежде всего, со спецификой производства: наличием разноо ...