Региональные «точки роста»
Подводя итоги, можно выделить, что именно стратегия социально-экономического развития позволяет:
· согласовать деятельность органов государственного управления, сообщества деловых людей, общественных и политических организаций, оказывающих влияние на развитие региона, для задания единого вектора развития. Этот вектор формируется с учетом территориальных особенностей, включая природные и трудовые ресурсы, сложившуюся производственную и сервисную специализацию, экономико-географические, конкурентные и иные преимущества. Следует заметить, что долгосрочная региональная стратегия – это не «застывший и неприкасаемый» документ. Напротив, стратегия предполагает внесение в нее необходимых корректировок с учетом анализа ее промежуточных результатов, а также развития страны в целом, соседних регионов, изменений на внутреннем и внешнем рынках;
· создать благоприятный деловой климат в регионе с точки зрения привлечения инвестиций. Известно, что конкуренции на рынке инвестиций становится более жесткой и интернациональной. Что бы победить в этом соревновании, инвесторам следует представить убедительные планы стратегического развитии на длительную перспективу, создать лучшие условия и гарантии, выдержать схватку за инвестора у других схожих регионов. Это особенно актуально для значительного числа российских регионов, не имеющих нефтегазовых месторождений, и зачастую в глазах инвесторов почти не отличающихся друг от друга;
· сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях. Определить «точки роста», развитие которых принесет наибольший эффект. В свою очередь, точки роста позволяют создать в регионе целые кластеры – группы взаимосвязанных, территориально сконцентрированных организаций. Развитие ключевых элементов кластера позволяет стимулировать развитие взаимосвязанных секторов экономики, эффективно концентрировать ограниченные ресурсы регионального бюджета, источники федерального центра и частных инвесторов на ключевых направлениях.
Долгосрочная стратегия является базой для обоснованной разработки рациональной схемы территориального планирования, т.е. функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для общественных нужд, зон с особыми условиями использования территории и т.д. Схема территориального планирования служит основой рационального использования территории и ее устойчивого сбалансированного социально-экономического развития[8].
Наличие стратегии социально-экономического развития облегчает руководителям региона получение субсидий из самых различных источников, поскольку позволяет убедительно обосновать целевое расходование средств. Стратегия является весомым основанием для заявок региональных властей на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из федерального бюджета.
Так же наличие стратегии позволяет главе исполнительной власти продемонстрировать федеральному центру стремление использовать современные методы управления, к числу которых относится и долгосрочное планирование. Только долгосрочная стратегия социально-экономического развития региона позволяет согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических и административно-правовых методов управления территорией.
[1]
Региональная экономика: Учебник/ Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.:ИНФРА-М, 2007. – с.28.
[2]
До 1991 г. приграничными регионами являлись около 10 российских республик, краев и областей. В настоящее время таковыми являются 45 из 89 субъектов Федерации, где проживает около 32% населения страны.
[3]
При этом предстоит особо позаботиться о рынках сбыта, так как в РФ потребность в металле с 80—100 млн. т. в 1999 г. сократилась до 20 млн. т. в 2005 г.
[4] Региональная экономика: Учебник/ Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.:ИНФРА-М, 2007. – с.36.
[5] Региональная экономика: Учебник/ Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.:ИНФРА-М, 2007. – с.37.
[6] Региональная экономика: Учебник/ Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.:ИНФРА-М, 2007. – с.39.
[7] Региональная экономика: Учебник/ Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.:ИНФРА-М, 2007. – с.43.
[8]
А. Груздев// ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА, №1, 2008г. Стратегия развития региона: цели, преимущества, технология развития. С. 115 -118.
Другие статьи
Туристские центры Карельско Кольского района
Современный туризм настолько сложное, многоликое явление,
что для своего изучения требует комплексного подхода. Им сейчас занимаются,
включая географов, экономисты, социологи, архитекторы, медики, физиологи и люди
многих других специальностей.
Для одних туризм отрасль экономики, дл ...