Сущность малого бизнеса
Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.[1]
В 1996 г. в соответствии с Законом РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, которые представляют собой юридическое лицо и отвечают следующим трем условиям:
1) доля собственности РФ и субъектов РФ, муниципальной собственности, собственности религиозных, общественных, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25%;
2) доля в уставном капитале одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
3) численность работников (чел.) не превышает:
в промышленности, строительстве и на транспорте——————— 100
в сельском хозяйстве———————————————————— 60
в научно-технической сфере————————————————— 60
в оптовой торговле————————————————————— 50
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения ———— 30
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности——————————————————————————50
Кроме того, закон устанавливает, что под субъектами малого предпринимательства подразумеваются также физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.[2]
Все мелкие и средние предприятия можно условно разделить на две группы.
К первой относятся предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Будучи юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Среди характерных черт этой группы предприятий можно выделить: специализацию на производстве ограниченного круга деталей и узлов; более низкие издержи производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Кроме того, малые предприятия с одной стороны, функционируют как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой — как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.
Во вторую группу входят предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие на рынке с крупными производителями товаров и услуг и друг с другом.
Для этой группы предприятий характерны: способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос нак товары и услуги; существенно меньший стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам невыгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующих рынку довольно высокие цены.[3]
Другие статьи
Социально-экономическое развитие Албании
Европа – один
из наиболее экономически, политически и социально развитых регионов в
современном мире.
Большинство
европейских государств занимают лидирующие позиции в мире по
социально-экономическому развитию. Но надо сказать, что одной из главных
проблем Европы является разница в р ...