Внешнеэкономические связи США в рамках НАФТА
В последние два десятилетия большинство развитых стран Европы, Азии и Америки активизируют свои усилия, направленные на гармонизацию экономического взаимодействия с основными внешнеэкономическими партнерами, стремятся упорядочить традиционно сложившиеся интеграционные связи. Региональная интеграция базируется на интернационализации хозяйственной жизни, которая является одной из высших ее форм. На рубеже XXI в. активизация объективно обусловленных интеграционных процессов позволила говорить о феномене «нового регионализма».
США официально поддерживают процессы региональной интеграции, признают их важным этапом глобализации экономики. Считается, что развитие интеграционных связей должно обеспечить приближение экономического уровня стран-аутсайдеров к лидерам мировой экономики. Таким образом, процессы общей глобализации в мировом хозяйстве одновременно сопровождаются регионализацией — хозяйственным сближением стран на региональной основе, принимающим обычно форму экономической интеграции.
Впрочем, необходимость тесного экономического взаимодействия между странами Северной Америки в значительной мере предопределена внутриотраслевой и межотраслевой конкуренцией между США, Западной Европой, Японией, а также новыми индустриальными государствами.
Важнейшим этапом развития интеграционных процессов в западном полушарии стало подписание Североамериканского соглашения о свободной торговле (North American Free Trade Agnement) (далее - НАФТА) между США, Канадой и Мексикой, которое вступило в силу 1 января 1994 г. Практическая реализация этого соглашения позволила создать крупнейшую в мире зону свободной торговли.
7 октября 1992 г. в г. Сан-Антонио (шт. Техас) президент США Дж. Буш-старший, президент Мексики К. Салинас и премьер-министр Канады Б. Малруни поставили свои подписи под Североамериканским соглашением о свободной торговле. 13 сентября 1993 г. были подписаны дополнительные соглашения, которые являются неотъемлемой частью НАФТА: Североамериканское соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, Североамериканское соглашение о сотрудничестве в области охраны труда, Соглашение о взаимопонимании между странами НАФТА относительно главы 8 — Действия в чрезвычайной ситуации. НАФТА является важнейшим договором для США, поскольку соответствует глобальным интересам страны. Трехстороннее соглашение не означает отказ США от мировой торговли и не является альтернативой ВТО. Напротив, оно является составной частью внешнеэкономической стратегии США, направленной на достижение широкомасштабных целей: свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ американских инвестиций в другие страны, защита прав интеллектуальной собственности.
Основными целями НАФТА, заявленными в соглашении, являются:
• снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между странами товаров и услуг;
• установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;
• значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах—членах обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;
• урегулирование экономических споров;
• создание перспектив будущего многостороннего регионального сотрудничества.
Для практической реализации соглашения была создана институциональная структура НАФТА. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая призвана следить за выполнением соглашения и оказывать содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Комиссия контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп.
Кроме того, структура НАФТА включает комитет по торговле товарами, Комитет по торговле сельскохозяйственной продукцией, комитет по санитарному контролю, Комитет по стандартам, Комитет по малому бизнесу, комитет по финансам. В рамках НАФТА действует рабочая группа по правилам определения страны происхождения товара, рабочая группа по субсидированию сельского хозяйства, двусторонняя рабочая группа «Мексика—США», двусторонняя рабочая группа «Канада—Мексика», рабочая группа по торговле и конкуренции и ряд других.
Следует отметить, что в рамках НАФТА США, Канада и Мексика сохранили свое торговое законодательство, а значит, действуют пошлины на импорт товаров, наносящих ущерб национальным производителям. Компенсационные пошлины вводятся в случае, если производство импортного товара субсидировалось. Антидемпинговые пошлины могут применяться, когда товар ввозится по очень низким (демпинговым) ценам.
Важнейшим достижением НАФТА стало устранение дискриминации мексиканских товаров, импортируемых в США и Канаду. В свою очередь, отмена импортных лицензий в Мексике способствует повышению эффективности американского и канадского экспорта.
Одной из наиболее сложных проблем, которые пришлось решать в ходе переговоров, стала либерализация торговли сельскохозяйственной продукцией. США, Канаде и Мексике трудно было достигнуть соглашения из-за различий в уровнях производительности труда в сельском хозяйстве. Так, сельскохозяйственная отрасль в Мексике характеризовалась низким уровнем производительности и растущей неспособностью удовлетворять внутренний спрос на основные продукты питания. Средний урожай зерна в Мексике в 1993 г. составлял 20 центнеров с гектара, а в США — 70 центнеров. Вместе с тем производство зерна в Мексике обеспечивало занятость 2,5 млн сельских семей.
Другие статьи
Природные ресурсы Карагандинской области
Карагандинская область полностью
представляет собой Центральный Казахстан. Центральный Казахстан занимает
пространство степной и полупустынной зон в пределах двух крупных орографических
и геоморфологических единиц: Тургайского плато на западе и Казахского мелкосопочника
в центре и на вос ...