Внешнеэкономические связи США со странами Азиатско-Тихоокеанского региона
Крупнейшим торговым партнером США после Канады и одновременно главным конкурентом на американском внутреннем рынке и на рынках стран тихоокеанского бассейна остается Япония.
Доля японского импорта в США, составлявшая в 1970-е гг. около 7 %, увеличилась в 1990-е гг. более чем на 20 %. Причем по ряду товаров, таких как мотоциклы, радиоприемники и магнитофоны, телевизоры, автомобили, полупроводники, присутствие Японии на американском внутреннем рынке намного внушительнее.
Американский рынок становится центральным направлением экспортной экспансии японских корпораций. На него приходится одна треть всего японского экспорта. Емкий внутренний рынок США превращается в составную, жизненно важную часть экономики Японии. Японские компании во все большей степени становятся зависимыми от американских потребителей.
В то же время американский экспорт в Японию растет медленно. Все более значительную его часть составляют сырье, энергоносители и продукция сельского хозяйства. Иными словами, в конце XX в. сформировалась новая структура американо-японской двусторонней торговли, полностью отличающаяся от послевоенной. Если в послевоенные десятилетия США «специализируются» на экспорте в Японию, то в настоящее время определенно прослеживается «специализация» Японии на экспорте в США. Сальдо торгового баланса США с Японией становится устойчиво пассивным, причем размеры пассива стремительно нарастают.
Более того, в значительной части чистый приток средств от экспортных операций Япония трансформировала в ценные бумаги США, фактически направляя эти ресурсы на финансирование программ обновления американской экономики.
С другой стороны, импорт высокотехнологичных потребительских товаров из Японии, позволяя удовлетворить потребности внутреннего рынка не за счет собственных, а за счет иностранных материально-технических ресурсов, давал возможность ускорить и усилить перелив американского национального капитала в наиболее важные с точки зрения научно-технического прогресса отрасли промышленной электроники, телекоммуникации и т.д.
Таким образом, тактическое ухудшение внешнеторговых позиций было во многом обусловлено необходимостью сформировать внутрихозяйственные предпосылки стратегии внешнеэкономической экспансии.
Конечно нельзя забывать, что американский импорт в значительной части является отражением торговых связей между «первой» и «второй» экономикой США, т.е. между США и транснациональными корпорациями.
В конце концов, США остаются крупнейшими экспортерами наукоемкой продукции. В конце XX в. на долю США приходилось около 20 % мирового экспорта продукции высокотехнологичных, наукоемких отраслей. По данным американского Министерства торговли, из 186 видов важнейшей продукции США опережали по качеству своего главного конкурента, Японию, в 72 видах (включая ЭВМ, их программное обеспечение, лазеры, фармацевтику и др.).
Положительное сальдо Японии в двусторонней торговле с США наблюдалось и продолжает оставаться в настоящее время далеко не по всем товарным группам. Острие экспортной экспансии Японии направлено на относительно небольшой круг высококонкурентных, наукоемких товаров, как правило, потребительского назначения (часы, фото- и киноаппаратура, видеомагнитофоны, настольные калькуляторы, телевизоры, мотоциклы, легковые автомобили и др.). Экспорт этих товаров — своего рода «ударный механизм» для проникновения на емкий американский рынок. Потребительский характер перечисленных товарных групп, их повседневное присутствие в розничной торговой сети, высокое качество при относительной дешевизне (известно, что по ряду позиций японская бытовая электроника реализуется в США по более низким ценам, чем в самой Японии) объективно усиливают представление о масштабах внешнеторговой экспансии японских компаний и потере контроля американскими корпорациями над внутренним рынком страны.
Внешняя торговля США с Китаем
Важную роль в торговой экспансии США в АТР играет Китайская Народная Республика. Так, с 1985 по 2000 гг. американский экспорт в Китай возрос с 3,9 млрд долл. до 16,3 млрд долл., т. е. более чем в 4 раза, импорт из КНР — с 4,2 млрд долл. до 100,1 млрд долл., т.е. в 24 раза. Дефицит США в торговле с Китаем растет в последние годы особенно быстро. Его величина занимала первое место среди всех прочих стран и составляла в 2000 г. 83,8 млрд. долл.
Основными статьями товарного экспорта Китая в США являются сырье и энергоносители, текстиль, одежда, некоторые продовольственные товары. Все более заметной становится роль экспорта продукции бытовой электроники, созданной на базе совместных предприятий и в зонах совместного предпринимательства.
Американский экспорт в КНР формируется в первую очередь из поставок машин и оборудования, сельскохозяйственной продукции, полупроводников, компьютеров и компьютерного оборудования, телекоммуникационного оборудования, удобрений, автомобилей и запасных частей.
Другие статьи
Происхождение названий Американских штатов
США – государство в Северной Америке. На востоке омывается водами
Атлантического океана, на юго-востоке – водами Мексиканского залива, на западе
– водами Тихого океана.
США, как известно, состоит из 50 штатов и федерального округа Колумбия. 48
штатов располагаются комп ...