Внешняя торговля США
Внешняя торговля является одним из важнейших компонентов американской экономической системы, роль которого в хозяйственном развитии США к концу XX столетия заметно возросла. Это связано прежде всего с процессами глобализации экономики и углубления международного разделения труда па базе ускорения научно-технического прогресса. Внешняя торговля расширяет рынки сбыта и связывает американскую экономику с другими национальными экономиками, создает благоприятные условия для экономического роста, что позволяет США успешно реализовывать свой хозяйственный потенциал, особенно в области инноваций и высоких технологий. Внешняя торговля способствует удовлетворению растущих потребностей американского общества в самых различных товарах, служит действенным средством поддержки внешней политики и геополитических планов страны. Реализации этих основных функций содействует механизм государственного регулирования внешней торговли США, на решение этих задач нацелена американская внешнеторговая политика.
Преобладающей тенденцией в развитии внешней торговли США после окончания Второй мировой войны было почти неуклонное расширение объемов как экспорта, так и импорта.
Среднегодовые темпы роста как экспорта, так и импорта США (в текущих ценах) в рамках десятилетий колебались незначительно, за исключением 1970-х гг., когда в основном под влиянием инфляционных факторов они резко ускорились.
С начала 1960-х гг. темпы роста импорта постоянно превышают темпы роста экспорта, что привело к появлению стойкого дисбаланса во внешнеторговых операциях страны.
Причина — не столько ослабление конкурентоспособности национального производства (хотя в некоторых отраслях оно тоже имело место), сколько некоторые особенности развития американской экономики и ее положения в мировом хозяйстве — постоянно высокий спрос на инвестиции, превышающий внутренние финансовые ресурсы и частично удовлетворяемый притоком иностранного капитала (деньги, уплаченные за «излишний» импорт, в конечном счете возвращаются в США в виде иностранных инвестиций); особая привлекательность американского рынка как объекта для вложения капитала, завышенный курс доллара; высокий уровень жизни и потребления в стране.
В первые послевоенные годы благодаря особенностям обстановки того времени США фактически оказались вне конкуренции на мировых рынках. Их доля в мировом экспорте в 1947 г. превышала 30%, увеличившись более чем в 2 раза по сравнению с предвоенными годами (в мировом импорте доля США за эти годы почти не изменилась и составляла 10-11%). Впоследствии началось падение доли США в мировой торговле. Первоначально это происходило в основном по «естественным» причинам и являлось статистически всего лишь следствием расширения торговли другими странами. Но в дальнейшем оно все больше стало обусловливаться относительным ослаблением конкурентоспособности американских товаров, особенно продукции невысокой наукоемкостп, производимой традиционными отраслями.
В 1960-1980-х гг. США отставали по темпам роста экспорта от большинства развитых стран, не говоря уже о новых индустриальных странах. В 1970 г. США потеряли место крупнейшего в мире экспортера продукции обрабатывающей промышленности, а в 1978 г. уступили первенство ФРГ и по объему всего экспорта, оставаясь при этом, правда, крупнейшим мировым импортером товаров. Положение изменилось в 1990-х гг., когда внешняя торговля США вновь стала опережать по темпам роста как всю мировую торговлю, так и торговлю своих основных конкурентов. В результате США удалось частично восстановить прежние позиции на мировых рынках, вернув себе, в частности, роль крупнейшего мирового экспортера.
Удельный вес США в мировом экспорте повысился с 11,4% в 1990 г. до более чем 13 % в 2000 г., а в мировом импорте увеличился с 14,6 до 17,5 %, тогда как доля других стран, входящих в первую пятерку крупнейших мировых торговцев (ФРГ, Японии, Франции и Великобритании), в эти годы понизилась как в мировом экспорте, так и в импорте. В 1990-х гг. экспорт и импорт США после перерыва в предыдущем десятилетии вновь стали опережать по темпам роста ВВП страны. Причем доля товарного экспорта в ВВП повысилась с 6,7 до 7,8%, а доля товарного импорта — соответственно с 8,6 до 12,4 %. В 2000 г. импорт достиг в этом измерении рекордных показателей, экспорт же лишь восстановил прежний уровень по отношению к ВВП, который был зафиксирован в 1980 г.
Другие статьи
Школьные географические олимпиады
Олимпиада один из самых лучших
путей выявления познавательного интереса учеников к географии. Школьные
олимпиады по географии – это массовый вид соревнований учащихся, цель
проведения которых – вовлечение большего числа учеников во внеклассную работу
по данному предмету, повышение их инт ...