Научно-технические ресурсы
К началу XXI в. США остались единственной страной, имеющей возможность осуществлять исследования и разработки по всему спектру направлений науки и техники.
Уровень национальных расходов на развитие науки и техники в США превышает совокупные расходы всех остальных стран «большой семерки», вместе взятых: в 2000 г. США затратили на финансирование научно-технических работ 264,6 млрд долл., из которых 70 млрд долл. поступили из федерального бюджета; 2,2 млрд долл. — из бюджетов штатов и муниципальных органов власти; около 6 млрд долл. — составили собственные средства университетов и других организаций системы высшего образования, и 187 млрд долл. были инвестированы промышленностью и бизнесом.
Эти средства поступили в различные организации, которые составляют научно-технический комплекс США: основная доля — в лаборатории и другие научно-технические организации бизнеса — 197,3 млрд долл., в исследовательский сектор учреждений высшей школы — около 30 млрд долл., в государственные лаборатории — около 28 млрд долл. и в различные бесприбыльные организации науки и техники — 8,7 млрд долл.
В американском обществе глубоко укоренилось представление о том, что научно-технический комплекс — это особая подсистема, развивающаяся по присущим только науке и технике законам. Основным результатом ее функционирования являются новые идеи, знания и технологии, которые затем трансформируются другими общественными подсистемами в новые товары и услуги, формы и методы их производства, что в конечном счете приводит к росту экономики и уровня жизни.
В США существует 3400 университетов и колледжей, но исследования в основном сконцентрированы в рамках университетской науки. 10 ведущих университетов выполняют 17% всех работ (на сумму 4,6 млрд долл.), 100 крупнейших университетов осваивают 80 % всех расходов на науку в системе высшего образования (922,1 млрд долл.). Исследования и разработки практически отсутствуют за пределами 235 крупнейших вузов.
Распределение получаемых университетами средств между отдельными направлениями науки и техники является результатом действия множества различных факторов. В конце XX в. благодаря политике, провозглашенной демократической администрацией У.Клинтона, основной акцент в исследованиях делался на науки о жизни — на эти цели расходовалось 56-58 % средств. В рамках этого направления доминировали медицинские и биологические исследования. Вторым по важности блоком были инженерные дисциплины — 15 % общих затрат и исследования по проблемам охраны окружающей среды — 10 %. Традиционно сохраняется высокий уровень интереса к исследованиям по физике, математике, компьютерным дисциплинам, но значительно сократилось финансирование работ в области экономики, политики, социальных наук.
Помимо исследовательских университетов в сфере системы высшего образования существуют еще несколько форм организации научно-технической деятельности. К ним относятся прежде всего лаборатории, созданные и полностью финансируемые государством для решения общенациональных задач. Они часто располагаются вблизи университетов и активно используют кадровый потенциал этих вузов. Однако крупные государственные лаборатории, работающие в области оборонных исследований или связанные с решением проблем национальной безопасности,
Таким образом, научно-технический комплекс США — это особая подсистема общества, развивающаяся по своим собственным законам, обусловленным особенностями науки и техники. Основными результатами его функционирования являются новые идеи, знания и технологии, которые передаются в другие общественные подсистемы и трансформируются в новые товары и услуги, новые формы и методы производства, что ведет к росту экономики и процветанию науки.
Другие статьи
Шри-Ланка
В
акватории Индийского океана, близ Южно-Азиатского субконтинента,
расположен остров Шри-Ланка. Занимая территорию около 66 тыс. кв. км,
он примерно равен таким крупным островам, как Ирландия или Тасмания.
«Ланка» на древнеиндийском санскритск ...