Промышленность
Топливно-энергетический комплекс. До середины 1960-х гг. главным видом топлива был торф, Белоруссию даже называли «торфяным Донбассом». После строительства трубопроводов доля торфа в ТЭБ резко сократилась (с 80 до менее 10% ныне). Добыча нефти в 1997 г. составила 1,8 млн. т; она невысокого качества и используется лишь дня производства масел и смазочных материалов. Годовая потребность в нефти — 25 млн.т. Добыча газа — 0,2 млрд. м3, а потребность — около 20 млрд. м3. В 1997 г. Белоруссия получила из России 10,5 млн. т нефти и 15,8 млрд. м3 газа, поэтому НПЗ Новополоцка и Мозыря работают не на полную мощность. Республика ввозит около 700 тыс. т угля из России и Украины, но ввоз сокращается из-за снижения добычи в этих странах. Выработка электроэнергии сократилась с 40 млрд. кВт-ч в 1990 г. до 26 млрд. кВт-ч в 1997 г. Основная ее часть производится на ТЭС на мазуте, угле и торфе. Наиболее крупные из них — Лукомльская, Смолевичская, Березовская, Гродненская. После чернобыльской катастрофы страна отказалась от строительства АЭС.
Новой отраслью для республики является черная и цветная металлургия, хотя масштабы их незначительны (по прокату в 1997 г. — 1,1 млн. г). Действует передельный завод в Жлобине, работающий на металлоломе, в Глубоком — завод алюминиевых сплавов, а в Молодечно — порошковой металлургии. Отрасль испытывает недостаток в сырье. Недостающая часть проката для машиностроения поступает из России и Украины.
Машиностроение — ведущая отрасль. Одной из главных его частей, является автомобилестроение, развивающееся с 1947 г. В годы оккупации в Минске был построен авторемонтный завод «Даймлер-Бенц», после освобождения в его корпусах начали сборку автомобилей, поступавших в СССР по ленд-лизу, — такова предыстория завода. Ныне он производит грузовые автомобили грузоподъемностью от 7,5 до 30 т, тягачи с полуприцепами, лесовозы и самосвалы. В 1980-е гг. в Жодино был создан его филиал, который специализируется на производстве большегрузных (до 120 т) автомобилей БелАЗ для работы в карьерах открытой добычи. В Могилеве выпускаются карьерные самосвалы, мощные тягачи и вкреперы. Производство автомобилей в 1985 г. составляло 43,3тыс, в 1997 г. — 13,0тыс. В автомобилестроении происходят изменения: сокращается производство большегрузных автомобилей, расширяется номенклатура изделий. В Жодино осваивается производство польских автомобилей «Люблин», легких грузовиков, автофургонов и микроавтобусов. В Минске налаживается производство автобусов по немецким и венгерским технологиям, в Лиде — сборка автобусов из российских деталей. Белоруссия всегда ввозила легковые автомобили и автобусы из России и Украины, сейчас значительная часть их поступает из европейских стран;
Тракторостроение также является отраслью специализации. Главное предприятие находится в Минске, детали и узлы производятся в Витебске и Бобруйске. В 1991 г. производство тракторов составило 95,5 тыс., в 1997 г. — 27,4 тыс. Сельскохозяйственное машиностроение развивается в Гомеле (силосоуборочные комбайны), Лиде (картофелеуборочные машины) и в Барановичах (оборудование для животноводческих ферм). Белоруссия ввозит зерноуборочные комбайны из России.
Другие статьи
Роль миграции в развитии территории
На социально-экономическое положение и
развитие любой территории, в том числе и Оренбургской области, оказывает
влияние большое количество различных факторов. Это и геополитическое положение
региона, и его природно-ресурсный потенциал, и уровень развития производительных
сил, и особеннос ...