XIX век
В XIX веке опустошительные пожары (1817, 1825 и 1869 гг.) уничтожили почти весь город. Однако каждый раз он отстраивался заново.
В конце XIX века через Саранск прошла линия Московско-Казанской железной дороги. Строительство дороги оживило экономическую и политическую жизнь края. Стал расти и город Саранск, превратившийся в довольно крупный торговый центр Среднего Поволжья. Отсюда вывозили продукты сельского хозяйства во многие города и губернии России, сюда же поступали товары из Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Пензы, Харькова.
Однако экономическое оживление не изменило внешнего облика города. Саранск продолжал оставаться захолустным, преимущественно деревянным и совершенно неблагоустроенным. Царское правительство мало заботилось о благоустройстве уездных городов, отпуская им скудные средства. В 1900 году вышел известный словарь Брокгауза и Ефрона, вот что там сказано о Саранске:
“Уездный город Пензенской губернии… 13743 жителя… Несколько мелких кирпичных, 1 мыловаренный, 2 салотопенных, 3 кожевенных завода, маслобойня, на которых в общей сложности занято лишь 352 рабочих… Женская гимназия, городское четырехклассное училище, 3 приходских, 1 церковноприходская, 1 частная школа, 2 богадельни, 1 земская больница на 40 коек… 19 церквей и часовен”.
Мало изменился Саранск и в последующие годы. Второе рождение городу суждено было пережить только после победы Великой Октябрьской социалистической революции.
С появлением железной дороги в Саранске стал формироваться новый отряд трудящихся - отряд железнодорожников, которые установили регулярные связи с крупнейшими революционными центрами России – Москвой, Нижним Новгородом, Казанью, Пензой.
Другие статьи
Развитие и размешение нефтяной промышленности России
Нефтяная
отрасль играет ключевую роль в российской экономике. Из нефти вырабатывают
нефтепродукты такие как мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные
масла, которые непосредственно используются потребителями.
За
последнее десятилетие объемы производства в нефтяной отрасли Р ...