Ослабление СНГ.
Итак, главная цель СНГ - сохранение единого экономического и единого оборонного пространства - не была реализована. Однако с позиции сегодняшнего дня видно, что все планы на этот счет были иллюзорными изначально. И дело здесь не в отсутствии чьей-то доброй воли или в неблагоприятном стечении обстоятельств.
Можно возлагать ответственность за все происходившее на российских либерал-
реформаторов и демократов первой волны, которые на все лады твердили о том, что Россия не сможет провести спасительные рыночные преобразования и демократические реформы, если не сбросит с себя груза ответственности за окраинные республики. Можно упрекать российские власти в том, что они пренебрежительно относились к проблемам СНГ, полагая, что бывшие союзные республики «все равно от нас никуда не денутся». Можно сетовать на то, что Кремль не имел никакой стратегии действий, что его политика носила спонтанный, хаотичный характер, а важнейшие вопросы жизни Содружества были отданы на откуп различным ведомствам, которые поступали по собственному усмотрению, зачастую в противоречии друг с другом. Можно выставлять счета и всем другим участникам СНГ, упрекая их в иждивенстве, неблагодарности, несговорчивости, в завышенных требованиях к России и в сепаратистских настроениях.
Все это и многое другое действительно имело место и сыграло свою роль в истории СНГ, однако политические перипетии и коллизии, происходившие в постсоветском мире в первой половине 90-х годов, в конечном счете, были отражением объективных, но не выступавших на поверхность причин.
Сейчас, спустя годы, видно, какими разными, порой несовместимыми являются бывшие союзные республики, когда внешняя, нивелирующая оболочка советского строя отпала, обнажилась суть. Бывшие республики СССР, а ныне независимые государства находятся на разных этапах общественного развития. Они демонстрируют приверженность различным формам политического устройства, различным социально-экономическим моделям, они различны по менталитету своих граждан, по культуре производства и т.д. Кроме того, у каждой из них свои оценки общей истории и свое видение национальных интересов, которое далеко не всегда согласуется с интересами других участников СНГ.
Впрочем, речь идет лишь о невозможности трансформировать Содружество в некую надгосударственную политическую структуру и о неготовности стран-участниц к глубокой экономической интеграции по западноевропейскому образцу. Но это отнюдь не означает, что любые формы многостороннего сотрудничества в рамках СНГ неэффективны и бесполезны в принципе.
Тем не менее неудачные попытки использовать центростремительные тенденции, проявившиеся в 1993-1995 гг., для превращения СНГ в дееспособную организацию, могущую хотя бы отчасти обеспечить реализацию национальных интересов стран-участниц, вызвали глубокое разочарование партнеров, России и неверие в возможность нашей страны играть роль объединяющего центра. Что же касается позиции Москвы, то после победы Б.Ельцина на президентских выборах весной 1996 г., тема Содружества утратила для нее политическую ценность. Отношения с ближайшими соседями фактически были пущены на самотек.
Наша страна все глубже погружалась в пучину экономического кризиса, переживала все тяготы переходного периода, острейшую борьбу за власть и собственность, вела изнурительную войну в Чечне. Институты государственного управления были во многом парализованы, армия развалилась. Идея «шоковой терапии» была полностью дискредитирована в глазах лидеров новых независимых государств, внимательно и заинтересованно наблюдавших за всем, что происходит в России. Связывать свою политическую судьбу с тонущим «Титаником» на длительную перспективу никому не хотелось. Партнеры России по СНГ искали новые внешнеполитические ориентиры.
Таким образом, с ослаблением позиций РФ в Содружестве в борьбу за влияние на постсоветском пространстве активно включились многие центры мировой политики. «Вакуум силы» стремительно заполнялся ведущими западными державами и такими странами, как Китай, Турция, Иран и т.д. Данное обстоятельство в немалой степени способствовало структурно-организационному размежеванию в пределах Содружества.
Другие статьи
Судьба Калининградской области
Калининград имеет, с точки зрения
геополитики, особенное положение анклава. Однако такая географическая позиция,
вдали от России, вносит в жизнь и развитие области отрицательный резонанс.
Остро стоит в калининградской области
вопрос распространения влияния Германии и других стран-сосед ...